Нетерпимость — непреодолимый барьер человечества. Часть 2

0
191

Нетерпимость.

Многочисленные исследования этого явления, направленные на изучение и поиск причин столь укоренившегося в умах человечества и почти неизменного со времен средневековья качества, несмотря на огромный скачок в других сферах сознания и реализации человека, свидетельствуют о непреодолимом тяготении человека «вешать ярлыки» делить себе подобных по цвету кожи и принадлежности к определенной расе, национальности и вероисповеданию, половому признаку и гендерным предпочтениям, по формам тела и внешним данным, по культуре, уровню материальных и социальных достижений и прочим признакам, постоянно видоизменяющихся с течением времени и модных тенденций, преобладающих в той или иной территориальной местности. Из-за чего — отличающихся иногда до прямо противоположного восприятия этих признаков.

Проведенные исследования и эксперименты в рамках изучения этой, по истине древней уже, проблемы, утвердили тот факт, что нетерпимость и дискриминация напрямую зависят не от официальных деклараций и заявлений, а от шаблонных стереотипов, прививаемых с раннего детства и застревающих глубоко в человеческом подсознании.

К сожалению, найти информацию о серьезных исследованиях в странах бывшего СССР не удалось, но ситуация такова, что у нас с терпимостью — ужасающая катастрофа, по всем признакам. И складывается впечатление, что некогда союзным государствам такое состояние психологического здоровья общества даже выгодно. Однако проведенных на протяжении прошлого и нынешнего столетия исследования в ряде стран, объединивших свои усилия, достаточно, чтобы оценить происходящее и в наших странах.

Прошито в подкорку.

В 1947, в Нью-Йорке, еще до отмены расовой сегрегации, доктором Кеннетом Б.Кларком был проведен эксперимент, доказавший, что уже к 4-7 годам ребенок благодатно усваивает стереотипические представления о собственной расе, которые потом, большей частью, проносит через всю свою жизнь. Также эксперимент показал, что к этим годам ребенок уже применяет в своем мировосприятии заложенные шаблоны.

Детям, участвующим в эксперименте, предлагали на выбор чернокожий или белокожий вариант кукол-детей и интересовались, какой вариант им больше нравится. Затем спрашивали, какая кукла, по их мнению, больше похожа на самого респондента. Затем давали раскраски с изображением ребенка приблизительно их возраста и просили раскрасить изображение цветом, наиболее приближенным к собственному цвету кожи. Чаще всего, чернокожие дети выбирали не только белых кукол – как наиболее красивых в их понимании и наиболее похожих на них самих, но и раскрашивали деток на выданных раскрасках на тон-два светлее собственной кожи. А несколько ребят увидели себя почти белыми.

Причина проста: расовая сегрегация давала свои ранние всходы в детских умах, — дети уже в довольно раннем возрасте прогнозировано воспринимали «белокожесть» как несомненное достоинство, красоту и доминанту в обществе. И уже испытывали желание иметь подобное преимущество.

Тест с куклами, проводимый доктором Кеннет Б.Кларком. Гарлем, Нью-Йорк, 1947
Тест с куклами, проводимый доктором Кеннет Б.Кларком. Гарлем, Нью-Йорк, 1947

Из человека легко сделать раба

Джейн Элиот, ныне известный педагог и антирасист, будучи еще учительницей начальных классов в родном городе Райсвилль, штат Айова, была непримиримым противником расовой дискриминации.

Каждый год она проводила с детьми беседы о расовой дискриминации, пытаясь с детства привить детям расовую терпимость и благоразумие. Убийство Мартина Лютера Кинга — активиста движения за права темнокожих в Америке, — стало поворотной вехой в ее жизни, — эксперимент, проведенный Джейн среди своих учеников, лег в основу серьезных исследований, неоднократно проводился снова и снова, и наглядно показывал и раскрывал всю беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации.

5 апреля 1968 года, на следующее утро после убийства Мартина Лютера Кинга, Джейн Элиот в самом начале урока провела среди своих учеников небольшую лекцию о деятельности Кинга, о расовой дискриминации, а также о коренных аборигенах и афроамериканцах вообще. Эпиграфом для урока она взяла фразу из молитвы индейцев-сиу: «О великий дух, убереги меня от осуждения человека, до тех пор, пока я не пройду милю в его мокасинах».

После этого Элиот спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном, приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это – быть негром и они согласились.

В игровой форме Элиот разделила учеников на две группы – детей со светлыми, голубыми глазами она поместила в «привилегированную группу», а детей с темными, карими глазами сделала «притесняемой кастой».

В день эксперимента голубоглазым детям разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими – голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной – они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями.

И снова повторилась та же ситуация – ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. Джейн прекратила эксперимент.

О возможности притеснять представителей «низшей» группы Элиот не упоминала – инстинкт к такому поведению, скорее всего, является врожденным. У взрослых людей он, как правило, тоже никуда не девается.

После уроков, Джейн Элиот попросила детей написать краткое эссе о том, что они поняли из проделанного упражнения. Детские эссе были опубликованы в местной газете, затем их перепечатало «Associated Press». Джейн Элиот пригласили на телевидение, в популярнейшую ежедневную программу Джонни Карсона. Несмотря на то, что в Райсвилле этот первый эксперимент Элиот и свалившаяся на нее в результате этого известность были восприняты крайне негативно, она не ушла из школы и следующие 8 лет ежегодно повторяла упражнение с новыми учениками.

neterpimost_2_1

Последующие эксперименты в этом направлении показали, что «отсталость», неуспешность или, наоборот, воинственность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп, а также любых «антагонистических», отторгаемых групп и отдельных людей, вызваны не изначальным происхождением и особенностями, а притеснением их со стороны «доминирующей» расы, большинства, и их агрессивного негативизма. Что в свою очередь порождает либо «прогибание» под господствующий режим и ломает естественную природу человека, делая из него «калеку», либо сопротивление и естественное, законное отстаивания своего человеческого права на жизнь, вступая за нее в борьбу. Что, в свою очередь, расценивается «подавляющим большинством» еще более агрессивно и негативно, несмотря на то, что именно «доминирующая группа» создает такое положение вещей, и напряжение, приводящее к усугублению конфронтации, а не к решению проблемы.

Так же эксперимент наглядно показывал, что как только «большинство» оказывалось в тех же условиях, поведенческие паттерны и убежденность в своих позициях кардинально менялась на схожую модель. Что также доказывало, что отстаивать свои права и свободы в меньшинстве большая часть «агрессивных представителей» была не состоянии без ощущения себя частью толпы и поддержки большинством.

Политика сегрегации.

В конце 1990-х годов американские исследователи развернули несколько научных проектов по изучению и исследованию подсознательных ассоциаций и заданных установок человека. Очень скоро выяснилось, что расовая сегрегация по прежнему владеет умами уже новых поколений американцев. По ассоциативной оценочной шкале в категории «хорошо-плохо» большинство белых подсознательно связывает понятия категории «хорошо» с людьми своей расы, а понятия категории «плохо» – с чернокожими. В то же время, «хорошее» с себе подобными среди чернокожих связывало лишь половина респондентов. С приходом к власти темнокожего президента отчасти ситуация улучшилась, и появились новые оценивающие факторы в отношении темнокожих, а не только цвет их кожи, но по-прежнему тенденция к разделению все еще сохраняется.

Исследователи проводимого в Гарварде в 2004 году научного эксперимента составили порядка пяти тысяч резюме и разослали работодателям из разных областей. Часть резюме демонстрировала высокий уровень подготовки, а часть – низкий. Имена вымышленных соискателей работы были либо традиционно «белыми», либо традиционно «черными». Оказалось, что откликнувшиеся работодатели в полтора раза чаще приглашали на собеседование белых претендентов даже с более низким уровнем квалификации по сравнению с претендентом более высокой квалификацией, но темнокожим. Шансы на получение желанного места в большинстве случаев не зависело от квалификации в отношении последних. В то время, как на шансы «белых», квалифицированная подготовка влияла только в рамках выбора с «белым» же соискателем.

4 сентября 1957 года, в день начала занятий, одна из девяти чернокожих учащихся из школы города Литл-Рок в Арканзасе - Элизабет Экфорд. После решения Верховного суда США в 1954 году по делу «Браун против Совета по образованию», признавшего незаконным сегрегацию детей в школах, в ряде штатов органы власти оказали ему сопротивление. В день начала занятий губернатор штата Орвал Фобус, который в преддверии выборов хотел заручиться поддержкой сторонников сегрегации, распорядился окружить школу войсками Национальной гвардии.
4 сентября 1957 года, в день начала занятий, одна из девяти чернокожих учащихся из школы города Литл-Рок в Арканзасе — Элизабет Экфорд. После решения Верховного суда США в 1954 году по делу «Браун против Совета по образованию», признавшего незаконным сегрегацию детей в школах, в ряде штатов органы власти оказали ему сопротивление. В день начала занятий губернатор штата Орвал Фобус, который в преддверии выборов хотел заручиться поддержкой сторонников сегрегации, распорядился окружить школу войсками Национальной гвардии.

Что примечательно, в ходе следующего этапа эксперимента, связанного с самим процессом работы и отношения к ней у представителей двух рас, работоспособность, усердие и любовь к своей работе у чернокожих отмечалась значительно выше, независимо от сферы.

Эксперимент с резюме был проведен и в других странах, объединив в исследовании серьезной проблемы разобщенности людей, институты других стран. Проверке подверглись факторы, традиционные для конкретной местности, государства и вызывающих неприятие либо настороженность у работодателей и кадровых отделов – цвет кожи, возраст, пол, физические ограничения. Выяснилось, что эти, казалось бы, второстепенные факторы оказались способными перечеркнуть само соответствие выдвигаемым респонденту требованиям. Никакой здравой логике, это не поддавалось. Также во Франции и Великобритании и ряде других европейских стран в рамках протяженного во времени эксперимента было обнаружено, что зрелым людям, людям после 35-ти, гораздо сложнее устроиться на работу в определенных сферах, чем молодым, несмотря на отличные рекомендации, опыт и высокую квалификацию. Например, в сфере обслуживания. А в Америке было обнаружено скрытое неприятие со стороны молодежи, как к чему-то предосудительному, к людям с психическими заболеваниями, не важно каковы были предпосылки к нему. Но публично молодые люди никогда не выказывали свое истинное отношение, из-за чего их трудно было бы даже заподозрить в явной нетерпимости, нетолерантности к людям, страдающим теми или иными психическими расстройствами. Но, если их никто не видел, они бесцеремонно могли позволить себе издевки, оскорбления, подтрунивание, а некоторые — и определенную жестокость, в отношении таких людей.

Религиозная нетерпимость.

Также во Франции при проведении эксперимента с резюме выявили заметную дискриминацию по вероисповеданию, несмотря на заявленную на государственном уровне терпимость в данном вопросе. Работодателям различных сфер снова выслали «поддельные» резюме уроженцев Сенегала мусульманского и христианского вероисповедания. Результат был жестким: работникам мусульманского вероисповедания перезванивали в 2,8 раза реже. В ряде других стран цифра варьировалась в большую, реже — в меньшую сторону, несмотря на квалификацию и указанное рождение в стране, а не эмиграцию соискателя.

Нетерпимость по красоте, половому признаку и гендерным предпочтениям.

В исследованиях израильской стороны в рамках проекта неожиданной причиной для неприязни оказалась… внешняя красота. В частности, приложив к резюме фотографии соискателей работы, в которой не требовались внешние данные и отсутствовал момент очного контакта с клиентом, исследователи выяснили, что симпатичных мужчин приглашают на работу гораздо чаще, чем некрасивых. А вот с женщинами все было наоборот: у красивых шансы трудоустроиться оказались заметно ниже. Впрочем, в дальнейшем исследование показало, что дело не столько в нетерпимости, сколько в скрытом соперничестве – подавляющее большинство сотрудников отделов кадров, анализировавших резюме, оказались женщинами. Причем одинокими. Похожая тенденция наблюдалась в ситуации при смене полов по обе стороны. Однако это отразило еще одну серьезную грань проблемы, — как незначительная группа людей с определенным набором стереотипов, жизненных шаблонов и типа мышления диктует политику большому количеству ничего не подозревающих и даже никак еще себя не показавших на деле людей. Что говорило о том, что предрасположенность людей судить других без существующих даже на то действительных причин, очень высока.

neterpimost_shablon

В Европе и Америке гомосексуальность, как известно, не является предметом споров и агрессии. Это личное дело каждого, с кем жить. Главное, — не нарушайте закон. Тем не менее, исследования в Милане и Риме показали, что джентльменов, предпочитающих себе подобных, приглашают на работу на 30% реже, чем их гетеросексуальных конкурентов. Хотя явного неприятия геев никто не выказывает. А вот в отношении женщин таких «нюансов» не было. О том, что происходит у них под одеялом, работодателей не тревожило. Кстати, к женской красоте в Италии совсем иное отношение, чем в выше упомянутом Израиле – тут красоткам перезванивают чаще, даже если симпатичная соискательница не дотягивает до выдвигаемых требований работодателя. Ее гендерные предпочтения не оказывали влияния на решение вопроса о ее трудоустройстве. Если же квалификация и опыт были на высоте, тот тут уже без вариантов, — звонок с приглашением на собеседование или сразу на работу не заставлял себя ждать. В Америке эксперимент показал схожую толерантность в отношении женщин, предпочитающих себе в спутники жизни женщин, и некоторую сдержанность в отношении мужчин-геев, точнее, не во всех сферах и большей частью на руководящие или топ-должности. Но со значительно меньшим показателем. Так как если ты чтишь закон и правопорядок, то живи, с кем хочешь, твои права и свободы тоже будут под законом. И если ты хороший специалист, на твое право на личную жизнь никто даже не подумает посягать.

Влияние религии на сознание.

В любых отношениях межнациональных, социальных, рабочих, личных религия многое определяет. К такому заключению, а точнее, к его подтверждению, пришли французские ученые. В процессе эксперимента, который они проводили среди добровольных участников, предлагалось каждому поделиться некой суммой денег с изображенным на фотографии человеком. Оказалось, что мужчины-христиане, вне зависимости от их происхождения, гендерных предпочтений, расы и внешности испытывают больше симпатии к своим «родным» и таким же христианам, — французам и француженкам. Мусульмане, в свою очередь, никаких предпочтений не выявляли, если речь шла о представителях другой религии, выбирая по ощущениям, возникающим от этого человека на изображении. Однако у них наблюдалось иное разделение, а именно, — половое. Если мусульманам предлагают «обогатить» мусульманина, то тут однозначным «победителем» оказывался мужчина. Вне зависимости от пола дающего – как мужчины, так и женщины выбрали представителей сильного пола.

В заключение можно сказать следующее. Наша нетерпимость, — плод манипулятивного использования нашего разума, согласно месту и времени, в которых мы родились. Кем и зачем, — вопрос себе. Хотя, как я уже писала в предыдущей статье, многих вполне устраивает собственная нетерпимость. А кого-то устраивает факт ее «подзаправки» в умах масс. Не оставляйте свой ум без присмотра, следите за большим количеством мусора, который ежедневно пытаются в него слить и жизнь может оказаться совершенно иной от кажущейся сейчас. У всего есть свои истоки, свое корневище. И если вы полны недружелюбной одержимостью в отношении представителя иной расы, религии, сексуальности, национальности, физических или психологических изъянов или других «не таких» — будьте начеку. Любое агрессивное неприятие чего-либо или кого-либо, даже в виде скрытой ксенофобии, — это внутренний конфликт с собой и с Богом, создавшим полную непостижимых разнообразий и наполнения жизнь, не похожих между собой, уникальных и значимых в своем проявлении, понятно оно нам или нет. Это признак отклонения вашего психо-эмоционального Ph в деструктивную зону. А главное, — это ваши жизненные, бесценные силы, которые вы сливаете не в свой казан, реагируя заданным шаблонам мышления, питая и удовлетворяя амбиции и нужды не своей жизни. Ведь мы то — с чем себя отождествляем. И чем больше мы плодим вокруг себя неприятия, злобы и ненависти, тем больше места мы отводим ей в нашей жизни, тем больше плодим ее в мире.

NB. 16 ноября 1995 года ЮНЕСКО в своей «Декларации принципов терпимости» провозгласила Международным днем терпимости.

Автор: Tatyana Varukha
Публикации на Kefline
Частично использованы материалы издания «Большой город»

neterpimost_2_8

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ