Шокирующий эксперимент семейного психолога

6
2516

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самими собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).

При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.

Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно незнакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, которая довела эксперимент до конца, принесла дневник, где она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этических соображений она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, около 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т.д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…

А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.


6 YORUMLAR

  1. У девушки весь дневник был расписан сексуальными фантазиями, в которых она подробно описала как она занимается всеми видами секса.
    К стжалению, мир забыл самого себя. Для чувсвенного и прекрасного остается все меньше места.

  2. да уж.. а меня мама частенько оставляла одну, друзья из двора разъехались еще в глубоком детстве, из родственников в городе только занятый своими делами папа, тоже одиночка по натуре. Так что по нескольку часов была одна дома, сама по себе. Без домашнего телефона и интернета, мобильников тогда не было. вот и выросла какая выросла. В общем и целом нормальный человек, целеустремленный, есть бизнес, деньги тоже есть, куча увлечений, муж, хозяйство, но с общением частенько возникают проблемы, боюсь общения (на подсознательном уровне, аж до панических атак). В бизнесе привыкла к формальному общение, а вот дружеское – зажато. Так что зря психологи черезчур напирают на внутренний мир. Общаться тоже надо и много, особенно в детстве!

  3. Здесь всё понятно:чуть приоткрылось подсознание и то,что внутри полезло наружу.Суицидальные мысли возникли оттого,что на данном этапе нашей цивилизацией многим подсознательно внушено,что цель жизни именно во взаимодействии с тем,чего детей на время лишили.При отсутствии воспитания души эта программа добьёт нас.Если ничего не менять,осталось,видимо,недолго.

  4. Я не вижу, чему так поразились психологи. Это начит только что психологи незнакомы с раьотами по равитию мозга у людей от 0 до 25 лет. Они тогда знали бы, что в подростковом ворасте части могзга, которые могут заняться самоанализом еще не “выросли” не сформировались. Что в этом возрасте формируется осознание своего места в обществе и общение просто жизненно необходимо. Что даже взрослые в одиночных камерах сходят с ума, потому что мозг не может без работы, а без внешних стимулов находит темы случайно, хаотично. Психологи понимали бы, что раньше дети росли “в коллективе”: во дворе или в большой семье и их жизненые стереотипы поведения были разнообразны. Это и семейная работа. и драки с соседним двором и всякое такое. Сейчас у детей дефицит общения.Школа – это не место для общения. Как правило, школу не любят, она не носитель добра и истины, она обязаловка. А запрограммированная природой потребность сильна и интернет ее как-то удовлетворяет. Вырабатывается стереотип. Наша жизнь состоит из стереотипов. Проанализируйте себя, психологи и вы найдете у себя смешные не замечаемые стереотипы. Вы узнаете, что всегда надевате штаны, (или обувь) с одной и той же ноги. Нарочно попробуете начать сдругой и почувствуете непонятное неудобство. Природа во главе с тов. Дарвиным позаботилась экономить силы, стереотип освобождает от необходиости думать про каждый шаг. Стереотип поведения заменяющего естественное общение можно получить не обязательно итернетом – можно и великими книгами. Я сама тому пример. читала с раннего детства много и запоем и в результате не умею общаться. “Бороться” с интернетом запретами бессмысленно. Тысячелетняя история человечества показывает, что никакие запреты, включая тюрьмы и расстрелы, не работают. Человек может оторваться от стереотипа только чем-то другим, захватывающе интересным. “Добро” не должно быть с кулаками, оно должно быть пряником, оно должно неудержимо звать к себе.

  5. Насчет "блага" и "зла".
    Помнится стальное перо было добром, а шариковая ручка злом. Её запрещали, а мы писали протесты в газету "Правда".
    Религия была социальным злом, опиумом "для народа" а теперь она стала подпоркой власти и потому – официально принанным "добром"
    Для людей сильно взрослых все новое кажется злом. Даже товарища сталина начинают любить. Это не чье-то аргументированное мнение, а всего-навсего – физиологический процесс.

CEVAP VER