Зрелость или Взрослый ли Вы человек?

Зрелая личность по Абрахаму Маслоу. Взрослый ли Вы человек?

По мере своего взросления мы часто оказываемся в рамках схемы «взрослый» — «ребенок», их определений и характеристик. Однако понятие «зрелость» приходит в нашу жизнь значительно позже. А иногда так и остается за пределами осознания уже казалось бы взрослого человека. Несмотря на то, что сейчас много говорится о психологическом росте и психологической зрелости, существуют уже изученные и структурированные характеристики «человека зрелого».

Абрахам Маслоу, знаменитый американский психолог, основатель гуманистической психологии, автор знаменитой пирамиды потребностей человека, полагал, что коэффициент зрелых, взрослых людей составляет около… 1% населения! Эти люди, по мнению А. Маслоу — завидный образец психологически здоровых людей, максимально выражающих истинную природу человеческой сущности. Да, таких людей меньшинство, но все же полагаю, их больше, чем 1%.

Психологическая зрелость — это то состояние личности, при котором происходит максимальное раскрытие заложенных в человеке талантов и способностей, состояние, которое способствует его социализации, самоактуализации в обществе и в своей жизни, процветанию и реализации, плодотворному и конструктивному общению с людьми. По мере изучения человека, как зрелой личности, а также его способности и желания быть взрослым, были выделены основные черты, присущие зрелым личностям.

Основные из них представлены в виде списка из 15 пунктов:

1. Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному. То есть восприятие жизни такой, какая она есть в реальности.

2. Принятие себя, других и природы такими, какие они есть. Отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. Уход от постоянной критики, вины, страха и тревоги, поучения жизни. Способность к уважению и благодарности.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Соотнесение с работой и своими жизненными задачами по принципу «подходить друг другу, как ключ и замок».

5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Что помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству, имеют свое видение и суждение, не в ущерб объективности. Способны к более широкому восприятию происходящего.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов, заданных предписаний окружения, самодостаточны, склонны к самоуправлению, самодисциплине, и внутренней мотивации.

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном, независимость от стереотипов мышления.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я. Способность испытывать очень сильные переживания, особенно в кульминационные моменты жизни (однако в данном аспекте мистицизм не имеет к этому отношения).

9. Чувство общности с человечеством в целом. Искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи, любовь к людям и человеческому сообществу;

10. Дружба с другими самоактуализирующимися (термин, характеризующий зрелую личность) людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Отношение к людям определяется их качествами, а не статусом, расой, рождением или принадлежностью к той или иной социальной группе, без проявления превосходства или проявления позиции предубеждения;

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Острое чувство «добра» и «зла», ориентированы на цели, и поиск средства для реализации решений.

13. «Философское» чувство юмора. Отношение к жизни с юмором в целом и к самому себе, но невысмеивание чьей-то ущербности или невзгод, неудач и пр.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях и проявлениях. Творческий подход к жизни, ее задачам и их решениям.

15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры, одного народа или религиозного течения.

Автор: Tatyana Varukha

maslow2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *