Не позволяйте недопониманиям испортить ваши отношения — как на работе, так и в жизни.
Современные технологии позволяют быстро связываться друг с другом, но одновременно повышают вероятность того, что нас могут неправильно понять. И если некоторые недоразумения — на работе или в личной жизни — вызывают лишь раздражение, другие могут привести к конфликту или даже испортить отношения.
Наверняка каждый из нас хоть раз попадал в подобные неловкие ситуации. Вот пять причин, почему они происходят.
1. Никто не знает, о чем вы думаете
Записать или даже озвучить свои мысли бывает непросто, особенно если приходится делать кучу дел одновременно.
Представьте ситуацию: вы ставите перед подчиненным задачу и ожидаете, что он точно поймет, что вы имели ввиду. Но здесь могут возникнуть недопонимания.
Проблема решается очень просто — нужно поделиться своими мыслями с окружающими. Развивайте идею вместе с ними — и сможете достичь наилучших результатов. Проговаривайте инструкции вслух или записывайте их, чтобы коллеги точно знали, что нужно делать, — это помогает избегать конфликтов.
2. Вы слишком много говорите и все усложняете
Старайтесь не обрушивать на собеседника весь поток своих мыслей. Зачастую такое поведение свойственно творческим людям: они говорят много, эмоционально и быстро. Из-за этого их бывает очень сложно понять.
Чтобы освоить искусство красноречия, запишите свою мысль, а потом отсекайте лишнее, пока не получится простое сообщение, которое, тем не менее, донесет основную идею. По возможности избегайте сравнений в превосходной степени и восклицательных знаков.
3. Вы не контролируете тон сообщения
Помните, что вы не можете контролировать настроение собеседника (вы можете даже не догадываться об истинном положении дел). Если он не в духе, то, возможно, поймет ваше сообщение превратно. К сожалению, с этим нельзя ничего поделать, но нужно стараться сохранять нейтральный профессиональный тон во всем деловом общении.
Помните правило: «Реакция на ваши слова гораздо больше зависит не от того, что сказано, а от того, как сказано».
4. Вы заменяете слова сленговыми сокращениями или эмодзи
Иногда можно использовать смайлик, чтобы собеседник знал, что вы рады переписке. Но согласитесь, что их чрезмерное использование раздражает — тем более, если смысл некоторых эмодзи вам не знаком, и нет времени на их расшифровку.
Один из авторов издания Fast Company рассказывает:
«Однажды я жутко рассердился на одну из сотрудниц. Вечером, когда все уже вроде бы улеглось, она прислала мне смску, целиком состоящую из эмодзи: там был младенец, детская бутылочка, больница и бантик. Я подумал: „Ничего себе, эта нахалка считает, что я повел себя как ребенок? Что за дурь?“. Потом кто-то сказал мне по телефону, что она была страшно рада, потому что в тот день узнала, что у меня недавно родилась дочка. Оказывается, я чуть не уволил сотрудницу за сообщение, которое, по ее представлению, должно было доставить мне удовольствие».
Поэтому даже если вы сами хорошо разбираетесь в эмодзи-этикете, не надейтесь, что это же касается и вашего собеседника. Лучше придерживаться профессионального языка, а смайлики и сленг приберечь для дружеского общения.
5. Вы делаете слишком много предположений
Бывает, что человек не слушает то, что ему говорят, — может, он думает, что знает, что будет сказано дальше, или уже сочиняет ответ. Примерно то же самое происходит, когда вы читаете письмо и думаете, что знаете, о чем говорит автор, но на самом деле рассматриваете его вне контекста. Может быть, вы взвинчены, устали, отвлеклись или просто не очень любите автора.
Притормозите и перечитайте письмо, потом подумайте и перечитайте еще раз. Если вы все еще не уверены, задайте уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что все правильно поняли.
Эффективная коммуникация требует практики. Если какое-то письмо вас слишком раздражает, сделайте шаг назад и старайтесь толковать любое сомнение в пользу автора. Помните эти пять пунктов — они помогут вам внимательнее относиться к тому, что вы пишете, читаете или говорите.