6 жизненно важных навыков, которым не учат в вузе

Вы­пуск­ной сезон в ин­сти­ту­тах давно про­шел, те­перь самое время вче­раш­ним сту­ден­там все­рьез за­дать­ся во­про­сом: «А что даль­ше?». Неко­то­рые, если не боль­шин­ство, за­труд­нят­ся с от­ве­том. У них может быть све­жень­кий ди­плом под рукой, но ра­бо­чее по­при­ще — это со­всем дру­гая ис­то­рия. И в то время как 70% сту­ден­тов на­ив­но по­ла­га­ют, что уже об­за­ве­лись необ­хо­ди­мы­ми зна­ни­я­ми для успеш­ной ка­рье­ры в «ре­аль­ном мире», с ними со­гла­сит­ся от силы треть ра­бо­то­да­те­лей. Дело в том, что су­ще­ству­ет ряд про­фес­си­о­наль­ных уме­ний, ко­то­рым невоз­мож­но на­учить­ся, сидя за пар­той. Мы рас­ска­жем о шести, ко­то­рые це­нят­ся на любом ра­бо­чем месте, неза­ви­си­мо от по­зи­ции и от­рас­ли. Но за­ча­стую, увы, та­ко­му не учат на за­ня­ти­ях в вузе.

1. Нетворкинг и построение рабочих отношений

6 жизненно важных навыков, которым не учат в вузе

«Не имей сто руб­лей, а имей сто дру­зей» — это спра­вед­ли­во и для ра­бо­чей сферы. И даже боль­ше, чем можно себе пред­ста­вить. В двух сло­вах, нетвор­кинг — это за­ве­де­ние новых зна­комств в про­фес­си­о­наль­ной среде, на­ла­жи­ва­ние свя­зей, по­сте­пен­ное вы­стра­и­ва­ние и под­дер­жа­ние вза­и­мо­вы­год­но­го об­ще­ния. Этот навык очень важен, по­сколь­ку 85% ра­бо­че­го успе­ха яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том че­ло­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний. Важ­ную роль иг­ра­ет ваша лич­ность, спо­соб­ность к об­ще­нию, на­вы­ки ве­де­ния пе­ре­го­во­ров и эмо­ци­о­наль­ное вос­при­я­тие. Всего 15% успе­ха при­хо­дит­ся на долю су­гу­бо тех­ни­че­ских зна­ний.

2. Постановка реалистичных карьерных целей

По­ста­нов­ка целей с ре­а­ли­стич­ны­ми сро­ка­ми до­сти­же­ния — важ­ный навык для любой ра­бо­ты, когда рядом нет на­став­ни­ка, ко­то­рый бы мог во­вре­мя под­ска­зать сле­ду­ю­щий шаг. Опре­де­лить­ся со сво­и­ми це­ля­ми важно также для лич­ност­но­го раз­ви­тия и роста. Ви­деть пер­спек­ти­ву (ска­жем, каким будет для вас бу­ду­щее через пять лет) и дро­бить с пер­во­го взгля­да недо­сти­жи­мые цели на более мел­кие и менее пу­га­ю­щие — вот что по­мо­жет вам до­бить­ся же­ла­е­мо­го. К тому же по­ни­ма­ние того, кем вы ви­ди­те себя через пять лет, при­го­дит­ся на со­бе­се­до­ва­нии при тру­до­устрой­стве.

3. Расстановка приоритетов в решении задач и поиске рабочих возможностей

Спо­соб­ность ана­ли­зи­ро­вать по­став­лен­ные за­да­чи и оце­ни­вать их с точки зре­ния сроч­но­сти по­мо­жет вам вы­год­но вы­де­лять­ся на ра­бо­чем месте. Кста­ти, учи­тесь го­во­рить «нет». По мере про­дви­же­ния по ка­рьер­ной лест­ни­це, поток воз­мож­но­стей будет то и дело воз­ни­кать на пути, тре­буя от вас вре­ме­ни и вни­ма­ния. При­дет­ся рас­ста­вить при­о­ри­те­ты по зна­чи­мо­сти: что-то ото­дви­нуть на вто­рой план, а от че­го-то и вовсе от­ка­зать­ся.

4. Внесение корректировок согласно комментариям

6 жизненно важных навыков, которым не учат в вузе

Пре­по­да­ва­те­ли ино­гда воз­вра­ща­ют за­пи­си лек­ций и тесты со сво­и­ми ком­мен­та­ри­я­ми… Но уча­щи­е­ся редко при­ни­ма­ют их во вни­ма­ние при вы­пол­не­нии даль­ней­ших за­да­ний. Од­на­ко это имен­но то, чем при­дет­ся за­ни­мать­ся на ра­бо­те: по­лу­ча­е­те отзыв, ана­ли­зи­ру­е­те его и вно­си­те со­от­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния.

Это может быть нелег­ко, осо­бен­но когда вы не со­глас­ны с пред­ла­га­е­мы­ми кор­рек­ти­ва­ми. Но ча­стью любой ра­бо­ты яв­ля­ет­ся уме­ние оста­вить свое эго в сто­роне. Неваж­но, яв­ля­е­тесь вы обыч­ным на­ем­ным ра­бот­ни­ком, фри­лан­се­ром или вла­дель­цем биз­не­са: чтобы быть успеш­ным, нужно слу­шать босса, кли­ен­тов или за­каз­чи­ков и учи­ты­вать их пред­по­чте­ния.

5. Работа в межфункциональной команде

По­ня­тие «меж­функ­ци­о­наль­ная ко­ман­да» от­но­сит­ся к со­труд­ни­че­ству груп­пы людей с раз­ным функ­ци­о­на­лом для до­сти­же­ния общей цели. Ин­же­нер, ди­зай­нер, ин­спек­тор кон­тро­ля ка­че­ства и ко­пи­рай­тер могут ра­бо­тать вме­сте над одним про­ек­том.

Это со­всем не то же, что груп­по­вая ра­бо­та над про­ек­том в вузе, когда у всех участ­ни­ков иден­тич­ные роли. Люди, ра­бо­та­ю­щие в меж­функ­ци­о­наль­ных ко­ман­дах, долж­ны на­ла­дить вза­и­мо­дей­ствие даже при том, что у каж­до­го свои за­да­чи.

6. Ведение документации и переписки

Неза­ви­си­мо от того, какой была ваша ос­нов­ная дис­ци­пли­на в ин­сти­ту­те, вам, воз­мож­но, при­ш­лось про­вер­нуть нема­ло пись­мен­ной ра­бо­ты: ис­сле­до­ва­ния, на­уч­ные до­кла­ды и тому по­доб­ное. Но самые за­ко­вы­ри­стые ста­тьи в вузе не срав­нят­ся с тем, через что вам при­дет­ся прой­ти в ра­бо­чем мире.

Хо­ти­те при­мер? Взять хотя бы элек­трон­ную почту. Огром­ное ко­ли­че­ство де­ло­во­го об­ще­ния про­ис­хо­дит по email. И здесь, в от­ли­чие от на­уч­ных ста­тей, клю­че­вой мо­мент — уме­ние на­ла­дить адек­ват­ный и ла­ко­нич­ный про­фес­си­о­наль­ный диа­лог. Это от­но­сит­ся и к уве­дом­ле­ни­ям, и к от­че­там, и к со­про­во­ди­тель­ным пись­мам (чтобы у вас во­об­ще была воз­мож­ность по­лу­чить ра­бо­ту!).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *