Виктор Франкл — знаменитый австрийский врач-психотерапевт, психолог и философ, прошедший через Освенцим.
Приводим его знаменитую речь 1972 года.
Они хотят много зарабатывать.
В Европе на любого американского студента, более того, на любого взрослого американца, смотрят как на человека, который хочет много зарабатывать.
В действительности же 16% студентов своей главной проблемой и задачей в жизни видят хороший заработок, цитирую дословно – «много зарабатывать».
Но знаете, какая была самая многочисленная категория?
78% представителей американской молодежи были озабочены тем, чтобы, как они сами выражались, «найти смысл и цель в жизни».
То есть это реалистичный взгляд на человечество! И знаете, вы не поверите, глядя на мои седые волосы и мой возраст, но недавно я начал ходить на уроки пилотирования самолета. Знаете, что мне сказал мой инструктор?
Если вы вылетаете из точки А и хотите добраться в точку В, на восток, но дует боковой северный ветер, то в итоге вас снесет, и вы приземлитесь в точке С.
Поэтому приходится, как это называется у пилотов, «лететь со сносом».
Нужно целиться на точку, расположенную севернее этого аэродрома и лететь таким образом, как будто бы вам нужно в том направлении.
Если вы целитесь сюда, севернее этого аэродрома, то на самом деле к нему и прилетите. Но если будете целиться сюда, то прилетите южнее.
Это справедливо и для человека, я бы сказал.
Если рассматривать человека таким, как он есть, мы делаем его только хуже.
Но если мы его переоцениваем, то мы способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть. Поэтому в каком-то смысле нам приходится быть идеалистами, поскольку так в итоге мы оказываемся настоящими реалистами.
Знаете, кто это сказал? «Если мы рассматриваем человека таким, как он есть, мы делаем его хуже, чем он есть.
Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы не даем ему стать таким, как он мог бы стать». Это сказал Гете.
Теперь вы понимаете, почему я в одной из своих работ написал: это самая подходящая максима для любой психотерапевтической деятельности. Поэтому, если вы не признаете у молодого человека его желание иметь значение, его поиск значения, вы делаете его хуже, скучнее, разочарованным. Вы еще более усиливаете его разочарование. А если вы допускаете в этом человеке, в этом так называемом уголовнике или несовершеннолетнем преступнике или наркомане хотя бы искры поиска значения…
Давайте признаем это! Давайте допустим это! И тогда вы вызовете у него это, вы заставите стать его тем, кем он в принципе может стать.