Часто жизнь сравнивают с путешествием. Если принять это определение, то едущий по дороге «автобус» — это наш ум, это способы, при помощи которых мысли, эмоции, побуждения и воспоминания управляют нашей жизнью. А «пассажиры» в салоне – это наши внутренние переживания. Человек – «водитель», который существует отдельно от потока пассажиров. Как правило, «водитель» знает, с какой скоростью и в каком направлении нужно двигаться. И именно он, а не попутчики, принимает важные решения о скорости и направлении движения.
Переживания-«пассажиры» входят в «автобус», а потом, доехав до своей остановки, выходят. Но во время поездки они могут прибегать к водителю и громко кричать ему на ухо — каждый свое.
Храбрость говорит: «У тебя все получается, не переживай!».
Нетерпение вопит: «Быстрее, торопись!».
Страх предостерегает: «Снизь скорость, остановись здесь, не меняй маршрут!».
Неуверенность может сказать: «Вернись… Твой автобус на это не способен, ты не одолеешь этот ухабистый путь!».
Пассажиры — это естественно для автобуса. Проблема не в самом их присутствии, а в том, верит ли тот, кто ведет автобус, их словам? Соблюдает ли непрекословно их требования?
В чем секрет же успешного водителя? Он принимает во внимание высказывания всех пассажиров, рассматривая их присутствие как часть длинного и интересного пути. Переживания (мысли, чувства, побуждения, воспоминания) могут возникать, но они не должны определять то, каким образом человеку вести себя!
История про Машиных пассажиров
Маша забыла поздравить маму с днем рождения. Как только мама стала выражать обиду, Маша заметила, что в ее «автобус» начали залезать старые, хорошо знакомые «пассажиры».
Защита говорила: «Оправдайся, а еще лучше — обвини ее!».
Чувство вины (навязчивые образы из детства, появлявшиеся, когда она делала что-то не так): «Ты плохая дочь!».
Избегание нашептывало: «Просто повесь трубку!».
Тревога ныла: «Я не знаю, как это вытерпеть!».
Но ведь были там и другие «пассажиры» автобуса: Внимательность, Честность, Ответственность. Они несколько стушевались, но ведь именно они говорят о Маше больше, чем громкие голоса Защиты, Чувства вины, Избегания и Тревоги.
Маша – хороший «водитель», и она услышала других пассажиров:
Внимательность увещевала: «Извинись и поезжай сегодня к маме».
Честность просила: «Признай свою ошибку».
Ответственность убеждала: «Возьми на себя ответственность за свои поступки!».
Маша задумалась: чьи же советы лучше? К каким из них стоит прислушаться?
На перекрестке
Социальная коммуникация, в частности, интернет-общение — это «дорожное движение», в котором участвует множество «автобусов».
К сожалению, многие «водители» прислушиваются только к агрессивным «пассажирам» внутри своего салона. Они принимают решения о взаимодействии с другими «транспортными средствами», базируясь именно на их криках, не замечая воспитанных и интеллигентных пассажиров автобуса, которые иногда могут тихо сидеть в салоне, стесняться и молчать. Очень важно знать своих «пассажиров» в лицо и задавать себе вопрос: что для вас, как для водителя автобуса дальнего следования, действительно важно?
Кто же такие эти скромные «пассажиры»? Зная их в лицо, умея различать их — порой очень тихие — голоса среди криков агрессивных «попутчиков», вы сможете существенно улучшить атмосферу внутри салона вашего «автобуса» и сделать путешествие по собственной жизни ярким и уникальным.