Дэвид Бейли, серийный предприниматель, партнер в лондонском венчурном фонде Downing Ventures и ментор в акселераторе Google, о том, как донести идею уникальности, успешности и конкурентоспособности вашего продукта.
Мы ждем, что у наших лидеров будет определенное «видение». Если вы чувствуете, что ваше собственное видение довольно размыто, то вы не одиноки.
Раньше я не воспринимал термин «видение» всерьез. Для меня он ассоциировался с походными кострами, песнями под гитару и легкими галлюциногенами. Честно говоря, мне было не совсем ясно, как должно выглядеть стратегическое деловое видение.
Затем я начал инвестировать в стартапы и поймал себя на том, что просил их основателей изложить для меня свое «видение перспективы». Я хотел болеть за их идеи не меньше, чем они сами. Но мне нужно было нечто большее, чем абстрактные зарисовки.
Что делает видение убедительным?
Совершенно очевидно, что видение должно касаться перспективной продукции, которая приносила бы хорошие деньги и пользу людям. Однако, не раз заслушав чужое «видение», я заметил, что видение настоящих профессионалов всегда чем-то отличается.
Выдающиеся бизнесмены озвучивают его так, что оно кажется единственно верным. Как же им это удается?
Тенденции и поворотные моменты
Нам начинает казаться, что уникальные стратеги уровня Стива Джобса и Илона Маска могут заглядывать в будущее, как гадалка в хрустальный шар. Однако на самом деле они отслеживают мировые тенденции и экстраполируют их на пять лет. Когда вы слышите, как они рассуждают о своем видении, вас убеждает их логика, а вовсе не пророческий дар.
Чтобы иметь собственное видение, не нужно быть провидцем. Вам просто нужно связать современные технологии, экономические и потребительские тенденции с будущими потребностями покупателей.
Еще в 1996 году Стив Джобс связывал свое видение с сугубо рыночными тенденциями.
Учитывая, что эти тенденции можно наблюдать на протяжении многих лет и десятилетий, следующий вопрос — «почему сейчас?».
Венчурный фонд Sequoia Capital, который инвестировал в Google, Facebook и другие успешные проекты, блестяще сформулировал ответ на своем сайте:
«У лучших компаний почти всегда есть четкое объяснение, почему именно сейчас. Природа не терпит пустоты — так почему же ваша стратегия не увенчалась успехом раньше?»
Лучший ответ на вопрос «почему сейчас?» — это не тенденции в десятилетней прогрессии, а недавний переломный момент в технологической, нормативной или конкурентной среде, который позволил вам добиться успеха там, где предыдущие попытки провалились. Например, невозможно было придумать Uber раньше, чем смартфоны с GPS.
Напишите убедительную «поэму видения»
Приведенная ниже модель изложения бизнес-видения охватывает основные пункты, которые озвучивают великие лидеры. Она поможет донести идею уникальности, успешности и конкурентоспособности вашего предприятия.
Наше видение заключается в том, что ____ [выполнение ключевой деятельности] будет таким же простым, как ____ [удачное сравнение].
За последнее десятилетие мы видели ____ [три соответствующие тенденции]. Сейчас эти тенденции ускоряются в связи с____ [развитие технологий, изменения в законодательстве или конкурентной среде].
Представьте, что вы сможете ____ [достичь впечатляющих результатов] с помощью лишь ___ [минимальных усилий со стороны пользователя]. Мы действительно сможем добиться этого, когда ____ [критические направления развития компании].
Как только это станет возможным, наш рынок станет доступен для ____ [текущий потребительский сегмент], открыв доступ к ____ [крупные потенциальные потребительские сегменты].
В конце концов, мы можем устранить ____ [несправедливый статус-кво]. Это то видение, за которое, на наш взгляд, стоит побороться.
Вот несколько подсказок, которые помогут вам заполнить пробелы конкретно для вашей компании:
- Выполнение ключевой деятельности: Что делает ваш клиент, когда использует ваш продукт или услугу?
- Удачное сравнение: Какая емкая метафора или сравнение позволит вкратце передать идею? Пример: «Так же просто, как вызвать Uber».
- Соответствующие тенденции: Какие нынешние макроэкономические, потребительские и технологические тенденции указывают в направлении вашего видения?
- Поворотные моменты: Какие недавние изменения в сфере технологий, нормативной или конкурентной среде сделали ранее невозможное возможным и перспективным?
- Впечатляющий результат: Каких (недостижимых на настоящий момент) целей заказчик сможет достичь в будущем?
- Минимальные усилия со стороны пользователя: Какое несложное действие должен совершить клиент для достижения этого результата в будущем?
- Критические направления для развития в компании: Как вкратце обрисовать то, чего вашему бизнесу еще предстоит достичь, не вдаваясь в подробности?
- Текущий потребительский сегмент: На каких клиентах вы фокусируетесь сегодня?
- Крупные потенциальные потребительские сегменты: Каких клиентов вы планируете привлечь будущем? Можете ли вы дать им количественную оценку?
- Несправедливый статус-кво: Как применение вашего видения может помочь исправить несправедливость в отношении ваших клиентов сегодня?
Почему видение — это важно
Возможность заглянуть в будущее — это нечто удивительное. Тенденции и переломные моменты создают для вашего видения прочную основу в сегодняшней реальности. Кроме того, исследовать тенденции полезно — это помогает видеть перспективы и задавать направления вашему бизнесу.
Поделитесь своим видением с инвесторами, рабочей командой, потенциальными клиентами и другими заинтересованными лицами, чтобы они смотрели в будущее с таким же оптимизмом, как и вы. Возможно, успех вашей компании станет для других столь же очевидным, как и для вас.
Подготовила Тая Арянова