Когда не помышляешь о далёком, непременно теряешь в близком

Всё что сотворено человеком, всё что нас с вами окружает — это культура. Но культура бывает двух видов — материальная и … нематериальная.

Материальная культура — это очень здорово! Все эти вещи, цацки и огромные инженерные конструкции приносят нам много пользы и радости. Их можно надевать на себя, в них можно жить, ими можно торговать и их можно коллекционировать. Вещи… как много в этом коротком слове!

ЧТО ЧЕГО СТОИТ

И даже, когда от этих вещей остаются жалкие черепки и полуистлевшие фрагменты — мы и тогда не теряем к ним интерес. Пишем про них диссертации, торгуем ими (законно и незаконно), приглашаем полюбоваться на них туристов из дальних стран… В общем, извлекаем пользу, как можем.

А есть культура нематериальная. Она далека от повседневных нужд, она невидима глазу, но от неё зависит в нашей жизни всё — в том числе от неё зависят и наши любимые материальные вещи — сколько их у нас будет, и будут ли они вообще…

Ибо как сказано в древнем китайском трактате:

«Когда человек не помышляет о далёком, он непременно теряет в близком»

Нематериальная культура существует в трёх ипостасях: в виде 1) законов, 2) запретов и 3) предписаний.

Она скрыта в теоремах из учебника и религиозных трактатах, в архитектуре зданий, музыке и народных поговорках. Она «спрятана» в правилах карточных игр и в правилах дорожного движения, в государственных правовых актах и местных «понятиях» дворовых банд.

Нематериальная культура живёт гораздо дольше, и «выглядит» спустя тысячелетия гораздо «лучше», чем её ровесники — глиняные черепки. Нематериальная культура основана на Слове. 

Вспомните, как начинается самое сложное и таинственное евангелие, евангелие от Иоанна, текст, написанный гностиками: «Вначале было Слово, слово было у Бога, и слово было — Бог». 

Человек по природе своей — стяжатель. Категорию «быть» человек понимает только через категорию «иметь». Но даже здесь у него есть выбор, что стяжать, что иметь — вещи или идеи.

Ещё в давние времена мудрецы поняли одну очень важную вещь: знание — это самый лучший товар. Они поняли это ещё в те далёкие времена, когда самым ликвидным товаром для большинства, стремившихся выйти в люди, были всё-таки: скот, зерно, золото и рабы.

Мы сегодняшние — живём в век информации. Самой главной ценностью официально признано Знание, Слово, Идея. Тот, кто владеет информацией — владеет миром. Уже не скот, не золото и не рабы стоят во главе угла. Но и сегодня такие очевидные истины нужно всё ещё доказывать. Что ж, попробуем…

Если два предпринимателя обменяются вещами на продажу, каждый остаётся лишь с одной вещью, с одним видом товара, отдав то, что раньше ему принадлежало. Со знаниями происходит совсем не так — они попирают законы арифметики. Два мудреца, которые встретились для обмена Знаниями, расстаются, удвоив знания. Каждый из них передал свои знания и приобрел знания другого, не понеся при этом потерь. 

Торговец, имеющий у себя на складе дорогой товар, и владелец этого дорогого товара, оба они не спят — зная, что в любой момент к ним могут прийти воры и отнять сокровище. Или товар может испортиться, если он хрупок или боится влаги…

Но не таково Знание. Никто не может украсть Знания у другого. 

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». 

Именно это имел в виду Булгаков, когда написал своё знаменитое: «рукописи не горят».

И ещё. Вещи, имущество, товары — очень громоздки. Их дорого и трудно хранить, перевозить. Со Знанием всё обстоит по другому. Знание не только не нужно охранять — оно само охраняет того, кто им обладает. Имея знания, легко путешествовать по свету, не так ли?

Древнегреческий философ Аристипп — герой многих легенд. Одна из них гласит следующее:

Кто-то привёл к Аристиппу в обучение своего сына, и Аристипп запросил за обучение целое состояние — 500 драхм. Отец мальчика возмутился: «Да за такие деньги я могу купить в дом раба!»
«Купи, — сказал Аристипп, — у тебя будет ЦЕЛЫХ ДВА РАБА!».  

Елена Назаренко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *