Проверьте: как дружат с Вашим ребёнком
Эстрадно-цирковая модель в клоунаде «Первый-Второй-Окурок» очень точно копирует одну из моделей обычных человеческих отношений, созависимых отношений в дружбе между детьми или проверьте: как дружат с Вашим ребёнком.
Почему психология обращается к клоунаде, когда хочет прояснить для себя особенности человеческих взаимоотношений? Почему клоун переплюнет почти любого психотерапевта?
Клоунада считается самым высоким и сложным жанром в театральном искусстве. Потому что клоун это тот, кто умеет:
- наблюдать человеческие отношения (для этого нужно быть настоящим психологом),
- обобщать (для этого нужно иметь научный склад ума),
- доходчиво выражать (для этого нужно быть настоящим актёром),
- да ещё и выражать на невероятно сложном языке цирка (для этого нужно владеть всеми цирковыми специальностями — быть и дрессировщиком, и гимнастом, и жонглёром, и наездником…)
А ещё клоун должен мириться с главным бременем его профессии: все зрители всегда будут считать его самым неумелым артистом цирка и смеяться над каждым его движением, хотя смеяться должны над собой… Поэтому у клоуна должна быть нормальная, здоровая, адекватная самооценка. А это значит, что у «кабинета психотерапевта», к клоуну претензий быть не должно. Редкий психотерапевт похвастается тем, что ему не нужна супервизия у собрата-профессионала из соседнего кабинета…
Вот почему клоун переплюнет психолога.
Клоунада — это анекдот, притча, которые (так же как и клоунада) в несерьёзной и гротескной форме рассказывают всем желающим самые серьёзные и грустные вещи о людях.
Поэтому каждый жест клоуна — это целый учебник по психологии или даже целый её раздел, только сжатый до одного сценического иероглифа…
Трио клоунов. «Окурок»
Есть в классической клоунаде такой под жанр, когда клоуны объединяются в трио характерных ролей. Три друга, три товарища, «три мушкетёра». Точнее, клоунская пародия на них.
Эта эстрадно-цирковая модель очень точно копирует одну из моделей обычных человеческих отношений, взятых из нашей с Вами повседневной жизни.
Трио клоунов в классической клоунаде состоит из трёх артистов, которые чётко следуют трём традиционным характерным ролям.
Первый Клоун — «Старшой»
Он как правило — толстый, сильный, самоуверенный, открыто агрессивен.
Второй клоун — его Правая Рука
«Второй клоун» как правило на языке театральных условностей должен быть- худой, слабый, скрыто агрессивный (подлый).
Ну и, наконец, Третий Клоун, так называемый «Окурок»
Его роль в любой сценке сводится к тому, что его «гасят». Два первых клоуна заняты тем, что постоянно унижают третьего. И на этом строятся почти все шутки в разыгрываемой перед зрителями клоунской миниатюре.
Эта классическая схема клоунского трио взята из жизни и является отличной психодрамой.
Психологами замечено, что как только в обычном человеческом коллективе не леченных невротиков образуется «дружба на троих», то люди, участвующие в таких отношениях, как-то сами незаметно для себя выстраиваются в схему созависимых отношений «Первый-Второй-Окурок» и начинают играть все свои дальнейшие действия по этой схеме…
Осечек практически ещё не наблюдалось…
Дети и психология общения
Всё то касается и взрослых, но дети страдают от схемы созависимых отношений «Первый-Второй-Окурок» гораздо сильнее. А всё потому что, если для взрослых общение не является жизненной необходимостью, то для детей на некоторых этапах их развития общение — самая главная ценность. Поэтому именно дети порой согласны вынести всё. Лишь бы заполучить общение.
Когда дети впервые отрываются от родителей, и пытаются адаптироваться в социуме, перед ними стоит главная задача — найти себе круг общения среди сверстников.
Задача найти себе друзей у маленького человека — самая насущная и первостепенная, примерно как у оперившегося птенца — стать на крыло, а у городской красавицы — достать себе норковую шубу «как у Маши».
Объяснять на этом этапе ребёнку, что ему не нужны «такие» друзья, а ему должно быть хорошо с мамой, папой, бабушкой и компьютером — нелепость.
Ребёнок ищет друзей? Есть спрос… Значит, будет и предложение.
Но каким будет это предложение?.. Как всегда бывает с теми, кому не терпится купить — самое несвежее…
К сожалению, среди вакантных мест в невидимой «газете бесплатных предложений» есть только места… окурков.
И страдающий от неуверенности в своей привлекательности для мира сверстников ребёнок вынужденно занимает эту скорбную нишу. Ведь теперь у него появились самые настоящие друзья, с которыми можно переписываться и перезваниваться, гулять во дворе, ходить по школе, настоящие друзья — целых… двое…
Есть способ — как сломать эту схему созависимых отношений. Только для начала её нужно понять…
Клоунское трио — это модель психологически нездоровых — созависимых отношений, которые возникают между тремя психологически нездоровыми людьми, которые притягиваются, тянутся друг к другу, как кусочки уродливого пазла.
Ключевые слова, которыми можно описать Первого Клоуна: Злая Сила при недостатке Ума.
Ключевые слова, которыми можно описать Второго клоуна: Злой Ум при недостатке Силы.
Понятно, почему эти двое тянутся друг к другу… Вместе они составляют одно гармоничное-(негармоничное) целое.
Отчего же тянется к первым двум клоунам — «третий лишний»?
Ключевые слова, которыми можно описать Третьего клоуна: Потенциальные (не проявленные) Ум и Сила при недостатке Общения.
Первые два, только лишь почувствуя ум и силу у Третьего, сразу же пытаются «гасить» конкурента. А что ещё им остаётся делать? И чем значительнее ум и сила у третьего, тем яростнее и ожесточённее его пытаются «гасить» те, кто всегда разумно опасается конкуренции со стороны чужих силы и ума…
Что делать?
Единственный способ — избежать созависимых отношений такого рода — превратить свои потенциальные Ум и Силу впроявленные.
А для того, чтобы ум и сила проявились, любому человеку необходимо временное одиночество. Этот период хорошо знает культура любого народа, в ней период вынужденного одиночества называется — подготовкой, инициацией.
Человек, чьи ум и сила уже так сильны, что хорошо заметны даже невооружённому глазу, не ищет друзей. Друзья сами ищут дружбы и покровительства такого человека.
Автор: Елена Назаренко