Из интервью со Стивеном Фраем:
«— Представьте, что вы подходите к вратам рая, и там вас встречает Господь. Что вы ему скажете?
— Я думаю, я бы сказал: «Рак костей у детей? Это как вообще? Как тебе не стыдно? Как ты смел создать мир, где есть такие страдания, в которых мы не виноваты? Это неправильно! Это чистое, чистейшее зло. Почему я должен уважать капризного, злобного и глупого Бога, создающего мир, в котором так много несправедливости и боли?» Вот что я бы сказал.
— И вы думаете, вас бы пустили после этого?
— Нет! Но я бы и сам не пошел. Я не хотел бы попасть туда на его условиях. Они неправильные. Вот если бы я умер, а там Плутон, Аид, двенадцать греческих богов, мне бы это было ближе. Потому что греческие боги не притворялись, что не похожи на людей в своих желаниях, в своих капризах и в своей нецелесообразности. Они не притворялись всевидящими, всезнающими, благотворными, добрыми. Потому что Бог, который создал эту вселенную — если ее создал Бог — очевидно, маньяк. Абсолютный маньяк. Невероятно эгоистичный, невероятно… А мы должны всю жизнь на коленях проводить, благодарить его? Какой бы Бог так себя вел? Да, мир прекрасен. Но в нем также есть такие насекомые, жизненный цикл которых состоит в том, чтобы забраться маленьким детям в глаза, ослепить их. Они их глаза выедают! Это как? Зачем? Зачем так с нами обращаться? Можно ведь было создать мир, в котором этого нет. Это просто неприемлемо.
Так что, понимаете, атеизм — это не только и не столько вера в то, в что Бога нет, а размышление над вопросом: даже если он существует, что это за Бог такой? Абсолютно очевидно, что он монстр, абсолютный монстр, который не заслуживает никакого уважения. И в тот момент, когда от него отказываешься, твоя жизнь становится проще, чище, яснее. И, как мне кажется, такая жизнь большего стоит».
Конец цитаты. Давайте сформулируем ту проблему, который ставит этот атеист — и многие другие, мыслящие подобным же образом, — в более ясной форме. Итак, мы говорим, что Единый Бог всезнающ, всесилен, мудр и благ. Все его действия прекрасны. Тогда как получается, что в этом мире есть зло? Существует два варианта: или это зло не от Бога, но тогда Он не един и не всесилен, или Бог Сам желает зла, и тогда Он не благ и не мудр.
Атеистам с их узким мышлением кажется, что существуют только эти две альтернативы, и третий вариант невозможен. Сейчас мы покажем, что это не так.
Сходным образом со Стивеном Фраем рассуждал известный персонаж Достоевского — Иван Карамазов, в знаменитом диалоге со своим братом Алексеем — одном из самых глубоких мест в мировой литературе:
«…О всех слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра — я уж ни слова не говорю… Я клоп и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего все так устроено. Люди сами, значит, виноваты: им дан был рай, они захотели свободы и похитили огонь с небеси, сами зная, что станут несчастны, значит, нечего их жалеть. Но детки невинны, они не “съели яблокоˮ, на их страданиях яснее поэтому ненужность, бессмысленность страданий вообще…
Совсем непонятно, для чего должны были страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию? Для чего они-то тоже попали в материал и унавозили собою для кого-то будущую гармонию? Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к “Боженькеˮ! Не стоит, потому что слезки остались не искупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне Ад для мучителей, что тут Ад может поправить, когда те уж замучены?…
Слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если я только честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алеша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю».
Вопрос о существовании зла и страданий в мире распадается на две части:
1. Зло, которое творит сам человек — например, убийства, войны, ложь, угнетение. Относительно происхождения этой формы зла и того, как оно соотносится с предопределением Единого Бога, мы отвечали во многих наших работах: советуем обратиться сюда, сюда, а также сюда. Вкратце, ответ состоит в том, что зло является следствием свободы воли человека, которой его наделил Всевышний для того, чтобы тот достиг совершенства.
2. Зло, которое находится вне ответственности человека, например, болезни или несчастные случаи. Как говорит этот атеист: дети гибнут от рака костей, гибнут в страшных мучениях. При этом заболеть или нет — находится вне сферы их ответственности. Болезнь просто настигает их извне. Разве не Бог определил так? Чем виноват этот ребёнок? Разве всесильный Бог не мог сотворить его здоровым? Или Он хочет поиграть со своим творением? Ему интересно смотреть, как оно мучается?
И сколько ещё таких страданий в этом мире… Неожиданно в результате урагана или извержения вулкана гибнет население целого города. Люди садятся в самолёт, и через пару часов этот самолёт падает в море. Гибнут все пассажиры и экипаж. Несколько сотен семей остаются без близких. Кому это нужно? Бог хотел гибели самолета?
Наконец, почему вообще люди различаются? Почему один сотворён красивым, физически здоровым и умным, а другой — отвратительным, больным и глупым? Разве это справедливо? И в чём виноват второй? Разве не Бог сотворил его таким, разве не Бог виновен в том, что он вынужден влачить скудное существование на этой земле, в то время как его более удачливый сосед пользуется всеми благами жизни? Почему в этом мире рождаются слепые, немые, безногие, сумасшедшие? Разве Бог не достаточно справедлив, чтобы предоставить людям хотя бы равные изначальные условия?!
Разве такой Бог — это не тиран, который ради Своей прихоти возвышает одного и опускает в невыносимые страдания другого? И при этом Он ещё требует от нас восхвалять Себя!
Для ответа на эту дилемму надо понять такую основную вещь: Бог не изменяет то, что определил, и не отменяет милостей, которые даровал. Железо должно резать, огонь должен жечь, верующий должен делать добро, неверующий — совершать грехи. Если неверующий напал на верующего и с помощью меча зарезал его, а потом сжёг его тело, то Бог не сделает неверующего добрым, железо — тупым, а огонь — прохладным, чтобы предотвратить это преступление. Ибо если Он сделает так, то это будет уже другое творение, а не то, про которое мы говорим.
Атеисты ставят вопрос о больных детях. Однако задумаемся: почему у мужчины и женщины рождается больной ребёнок? Может быть, потому, что они совершали половой акт в состоянии алкогольного опьянения или во время беременности не позаботились о здоровье плода? Так кто же виноват — Бог или они сами?
Могут сказать: хорошо, виноваты родители, но в чём вина ребёнка? Почему Бог не сделает так, чтобы он родился здоровым? Ответ: потому что Бог не меняет то, что Он установил, и не уничтожает то, что предопределил. Всевышний не доволен тем, что от совокупления двух пьяных родителей родится психически нездоровый ребёнок. Однако Он отдал всем вещам то, что соответствует их природе и определил для них законы, по которым они были сотворены и функционируют. Закон творения состоит в том, что если семя мужчины попадает в лоно здоровой женщины, то происходит зачатие ребёнка. Всевышний установил этот общий закон, чтобы люди могли размножаться — в качестве блага и милости для них. И теперь, если сами люди неправильно использовали этот закон, ЗНАЯ о том, что они поступают неправильно, то разве Всевышний виноват в этом?! Если я дал кому-тонож, чтобы он резал им продукты, а тот взял и вспорол им себе живот, то я стал виноват в его смерти? Насколько несправедливым надо быть, чтобы утверждать подобное!
Поэтому мы говорим: о атеисты, не Бог несправедлив — несправедливы люди, во вред самим себе использующие Его милости! Огонь — милость Всевышнего: его можно использовать для обогрева, приготовления пищи, освещения и т.д. Однако если ты положил свой палец в огонь, и тот сгорел — то разве Бог виноват в этом? Бог сотворил огонь таким, что тот обжигает всё то, что с ним соприкасается, и сделал для тебя известным, что если ты положишь в него палец, то он сгорит. И если Ты на самом деле подойдёшь к огню и положишь в него палец, то Бог не остановит действие огня, чтобы уберечь тебя от ожога, хотя Он и не доволен тем, что твой палец сгорит. Потому что если Он сделает так, это будет означать остановку Его законов и прекращение Его милостей (огонь — милость Бога, как мы сказали). Итак, Бог не остановит действие огня, но будет ли это иметь тот смысл, что Сам Бог виноват в твоём ожоге? Какой разумный человек станет утверждать подобное? Виноват ты сам, поскольку неправильно использовал милости Всевышнего, к тому же заранее зная о том, что поступаешь неправильно.
Приведём другой пример. Бог дал людям способность изобретать. Он даровал им железо. Он снабдил их нефтью, добываемой из недр земли, чтобы из неё они производили топливо. Теперь, если люди, пользуясь своими изобретательскими способностями, нефтью и железом, сконструировали самолёт, однако перед полётом забыли залить в него достаточное количество топлива, то разве Бог виноват в его падении? Бог заставил людей забыть о топливе? Разумеется, самолёт, в котором недостаточно топлива, не долетит до места назначения — по всем физическим законам, которые сотворил Бог, дабы обеспечить человеку комфортное проживание на этой планете. Эти законы — милость, изобретательские способности — милость, железо — милость. Если же люди использовали все эти милости неправильно, забыв заправить самолёт топливом, то виноват Бог?! Или все-таки виновен человек? Бог должен был отменить действие физических законов, чтобы самолёт благополучно долетел до места назначения?
Да, Бог может отменить действие этих законов, и мы знаем что Он делал это для Своих пророков — перед Моисеем разверзлось море, для Мухаммада (С) раскололся месяц и так далее. Однако это — исключения, которые потому и называются «чудом», что выпадают из общего порядка вещей. Однако представим себе, что такое будет происходить всегда. Положив палец в огонь, человек будет получать не ожог, а ощущение прохлады, незаправленные самолёты станут перелетать материки и океаны, дети, зачатые вопреки нормам нравственности и гигиены, родятся здоровыми… К чему это приведёт? Ко всеобщему счастью и гармонии? Отнюдь! Это будет означать, что у человека отнята свобода, а значит, и путь к совершенству. Никто не сможет больше совершать ни добра, ни зла, потому что каждый будет принуждён к добру, подобно автомату. А значит, не будет и самого понятия «добра», ибо «добро» мы понимаем только в отличии от «зла», по контрасту с ним. Люди будут подобны луне, вращающейся по своей орбите. Можно ли сказать, что луна совершает добро или зло? Нет, она просто двигается по предначертанному пути, лишённая всякого выбора. Она не «добра» и не «зла», она просто есть.
И тогда, о атеисты, вы сами скажете — если, конечно, сможете говорить: «О Боже, зачем Ты сотворил нас такими? Разве Ты справедлив — Ты, лишивший нас пути к совершенству? Разве Ты совершенен, если сделал нас несовершенными?»
А ведь путь к гармонии и благу является очень простым: всего лишь использовать милость Бога так, как установлено Им Самим. Ничего большего! Если человек не будет класть в огонь палец, станет зачинать детей в нормальных условиях и следить за техническим состоянием самолётов — не будет возникать никаких проблем!
И мы скажем более того: Бог не оставил нас в неведении о том, как мы должны пользоваться нашей свободой. Он не только создал для нас все милости и все необходимые условия, но и отправил специальных «инструкторов», которые научили нас тому, как ими пользоваться. Эти «инструкторы» — пророки и имамы, их «инструкция» — откровение. Пророки принесли все необходимые законы и правила, по которым нам следует жить, чтобы не было зла. Если бы все люди пользовались этими инструкциями, не было бы ни бедствий, ни болезней, ни зла, ни стихийных бедствий. Однако САМИ люди отвергали их, порочили и убивали. И теперь они винят Бога в том, что их жизнь полна злом, насилием, угнетением, болезнями и несчастьями! Есть ли в этом разум и справедливость? Они подобны дикарям, которым богатая и развитая страна отправила дорогое оборудование, а вместе с ним и инструкторов, чтобы те могли им пользоваться. Убив инструкторов и сломав оборудование, глупые дикари стали обвинять страну, поставившую оборудование, в обмане, лжи, угнетении и насилии — на том основании, что «оборудование не работает»! Точно так же поступают атеисты с их абсурдными обвинениями Бога в тех бедствиях, в которых виновны сами они.