Последние времена, приход Имама Махди, его правление и Раджаат

В этой большой статье мы впервые на русском языке постарались обрисовать для вас историю мира от прихода Имама Махди (А) до Судного Дня, на основе хадисов Непорочных (А).

Здесь вы найдёте ответ на следующие вопросы:

— Как произойдёт выход Имама Махди (А) из сокрытия?

— Какие события последуют за этим?

— Каким будет царство Махди (А)?

— Сколько лет он будет править?

— Что такое раджаат? В чём его смысл?

— Какие события произойдут при раджаате? Сколько он продлится?

О событиях, предшествующих приходу Имама Махди (А), и знамениях его прихода мы довольно подробно писали в другой статье. Поэтому в данной работе мы начнём непосредственно с его выхода из сокрытия.

«Когда восстанет Каим, Аллах удалит от наших шиитов печали, и сделает их сердца твёрже железа, и сделает силу каждого мужа из них силой сорока мужчин, и они станут правителями земли и её столпами»

Имам Саджад (А)

 

Как произойдёт выход Имама Махди (А) из сокрытия?

Согласно риваятам, выход Имама Махди (А) состоится в пятницу или субботу в день Ашуры в нечётный год.

Он выйдет в начале нового дня с новой религией (чистым Исламом) для новой эры – после того, как затянулось его сокрытие, подобно тому как затянулось пребывание Нуха (А) среди его народа, чтобы его друзья отделились от его врагов. И когда исполнятся условия, он выйдет без промедления. Потому что его выход (зухур) – это милость, а милость не может быть задержана или запрещена, кроме как для тех, в отношении кого она не будет милостью. И когда он увидит, что его друзья отделились от его врагов, вынет из ножен Зуль-фикар, а когда он вынет из ножен Зуль-фикар, найдёт в своём сердце необходимость для выхода. И эта необходимость есть завершение причин зухура, которую бросит Аллах в его сердце. В «Гейба» Туси приведено от Имама Садыка (А): «Разве ты не слышал слова Аллаха: “И когда ударят в горн” (74: 8)? Из нас будет скрытый Имам: когда Аллах пожелает раскрытия его дела, начертит в его сердце точку – и он выйдет и восстанет с повелением Аллаха Великого» («Гейба» Туси, С. 164). И эта точка – это и есть «удар», а «горн» — сердце Имама (А).

У Имама Садыка (А) спросили: «Что помешало повелителю верующих (А) сражаться с таким-то, таким-то и таким-то?» Он сказал: «Аят в Книге Аллаха: “Если бы они отделились, Мы бы, конечно, наказали тех из них, которые не веровали, мучительным наказанием (48: 25)». Они спросили: «А что значит “отделились”?» Он сказал: «Верующие пребывают в чреслах неверных как хранимое (то есть те верующие, которые еще не родились). Каим (А) не появится, пока не выйдет хранимое Аллаха. Когда же оно выйдет, он появится против врагов Аллаха и убьёт их».

(«Хильяту ль-абрар», том 2, С. 587; «Камалу ддин», том 2, С. 581).

То есть если бы Али (А) сражался с теми, кто был против него, он убил бы не только их самих, но и их верующее потомство, которое находилось в их чреслах. И он постоянно смотрел на это потомство, которое скрывалось в чреслах тех, с кем он сражался, – не будет ли среди них его будущих шиитов. Когда же они отделятся друг от друга, как было это в народе Нуха (А) и Мусы (А), из-за чего они были вынуждены терпеть их, — тогда выйдет Разделяющий, и убьёт одних и отдаст землю во владение другим.

И в этом значение «страха убийства», о котором сказал Имам Садык (А), когда у него спросили, почему у Махди (А) будет сокрытие: «Он страшится» — и провёл своей рукой по животу. Зурара сказал: «То есть страшится убийства» («Камалу ддин», том 2, С. 437).

И он – утеснённый, о котором говорит Аллах: «Тот, Кто отвечает утеснённому, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас халифами на земле» (27: 62). Имам Садык (А) сказал: «Этот аят ниспослан о Каиме рода Мухаммада (С). Он, клянусь Аллахом, утеснённый: когда он прочитает в макаме два ракята и обратиться с мольбой к Аллаху, Он ответит ему, и удалит зло, и сделает его халифом на земле» («Тафсир Бурхан», том 6, С. 32).

Сначала он выйдет один, и никто не узнает его, и проведёт день и часть ночи возле Каабы. И тогда ангелы будут снисходить на него рядами, как сказал Имам Садык (А) в хадисе Муфаззаля, и «он встанет между рукном и макамом и воскликнет: “О, собрание избранных моих! О, те, кого приготовил Аллах для помощи мне прежде моего выхода! Придите же ко мне, подчиняясь!” И этот призыв дойдёт до них, когда они будут в мехрабах или заснут в своих постелях на Востоке и на Западе земли, и каждый из них услышит этот призыв в своём ухе, и они предстанут перед ним во мгновение ока и встанут перед рукном и макамом. И Аллах прикажет свету, и он поднимется, как столб, от земли до неба, и им осветится всякий верующий на лице земли, и возрадуются души верующих от этого света, тогда как они не будут знать о приходе Каима из Ахль уль-Бейт (А). И так они встретят рассвет, стоя перед ним, и их число – триста тринадцать человек, по числу сподвижников Посланника Аллаха (С) при Бадре…

И он прислонится к Хараму и протянет руку и скажет: “Это – рука Аллаха, и от Аллаха, и по повелению Аллаха”, и прочитает этот аят: “Те, кто присягают тебе – присягают Аллаху: рука Аллаха над их руками” (48: 10). И первым, кто присягнёт ему, будет Джабраил, потом Микаил, потом избранные из джиннов, затем его сподвижники. И люди Мекки проснутся утром и станут говорить: “Что это за человек, который стоит у Каабы? И что за народ столпился около него? И чем были те знамения, которые мы видели ночью, так что не видели раньше такого?”

И когда взойдёт солнце, призовёт призывающий ко всем творениям из солнца на чистом арабском языке, так что услышат его небеса и земля: “О, собрание творений! Это – Махди рода Мухаммада (С), его имя – имя его предка Посланника Аллаха (С)”, и назовёт его по кунье и назовёт его предков от одиннадцатого Имама Хасана (А) до Хусейна ибн Али (А), и скажет: “Присягните же ему – и встанете на прямой путь, и не противьтесь ему, иначе погибните!”

И не останется обладателей уха из всех творений, кто не услышал бы этого призыва. И все творения на земле и на море станут говорить друг с другом о том, что слышали они. 

Когда же солнце подойдёт к закату, закричит кричащий из его заката: “О, собрание творений! Пришёл ваш господин из безводной пустыни, из земли Палестины, и он – Усман ибн Анбаса Умави (то есть Суфьяни), из сыновей Язида ибн Муавии. Присягните же ему – и встанете на прямой путь, и не противьтесь ему, иначе погибните!”

И ответят ему ангелы, джинны и избранные из людей и скажут: “Ты солгал, услышали мы — и не послушали”. И не останется ни одного из сомневающихся, лицемеров и неверных, кто не впал бы в заблуждение от этого второго крика. 

И Каим (А) скажет, прислонившись к Каабе: “О, собрание творений! Кто хочет взглянуть на Адама и Шейса, то я – Адам и Шейс. Кто хочет взглянуть на Нуха и Сима, то я – Нух и Сим. Кто хочет взглянуть на Ибрахима и Исмаила, то я – Ибрахим и Исмаил. Кто хочет взглянуть на Мусу и Йушу ибн Нуна, то я – Муса и Йуша ибн Нун. Кто хочет взглянуть на Ису и Петра, то я – Иса и Пётр. Кто хочет взглянуть на Мухаммада и повелителя верующих, то я – Мухаммад и повелитель верующих. Кто хочет взглянуть на Хасана и Хусейна, то я – Хасан и Хусейн. И кто хочет взглянуть на Имамов из потомства Хусейна, то я – Имамы”…

Затем же выйдет зверь (животное) между рукном и макамом и напишет на лице всякого верующего: “Верующий”, и напишет на лице всякого кафира: “Кафир”».

Муфаззаль спросил: «О мой господин, будут ли видны ангелы и джинны для людей?»

Имам Садык (А) сказал: «Да, клянусь Аллахом, о Муфаззаль! И они будут говорить с ними, как человек говорит со своими близкими и родными».

(«Бихар», том 53, С. 35).

От Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Клянусь ночью, когда она покрывает!» (92: 1) — «то есть царство Иблиса до дня восстания Каима»; «и днём, когда он сияет» (92: 2) — «и это Каим, когда он восстанет» («Бихар», том 24, С. 398).

От Имама Бакира (А): «Он прочитает у макама Ибрахима четыре ракята, потом прислонится к черному камню, потом воздаст восхваление Аллаху и благословит Пророка (С), а потом скажет слова, которые не говорил никто из людей. И первые, кто принесут ему присягу, будут Джабраил и Микаил, и встанут с ним Посланник Аллаха (С) и повелитель верующих (А) и протянут ему новую Книгу… И присягнут ему триста тринадцать и малое количество людей Мекки. А потом он выйдет из Мекки, и будет около него подобие кольца, и кольцо – это десять тысяч человек, и Джабраил будет по его левую руку, а Микаил по правую. И он раскроет ясное знамя и поднимет его, и это – знамя Посланника Аллаха (С), и с ним – кольчуга Посланника Аллаха (С) и меч Зуль-фикар»

(«Бихар», том 52, С. 307).

Что произойдёт после выхода Махди (А)?

В «Тафсире Айаши» передано от Имама Бакира (А):

«И он в Мекке призовёт людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (С), и ответят ему только немногие, и он назначит правителя над Меккой. 

Тогда он отправится в путь, и дойдёт до него весть, что убит его наместник. И он вернётся и убьёт его убийц, и не добавит к этому ничего, то есть пленных. А затем выйдет, призывая людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (С) и вилаяту Али ибн Аби Талиба (А) и отречению от его врагов, пока не достигнет местности “Байда”. Там встретится с ним войско Суфьяни, и Аллах повелит земле, и она проглотит их всех, и таково слово Аллаха: “А если бы ты видел, как они испугаются, когда не будет уже возможности бегства и будут схвачены из близкого места. Они скажут: ‘Мы уверовали в Него!” (34: 51) – то есть в Каима рода Мухаммада (С). “Но как им добраться из далекого места? Не верили они в него” — то есть в Каима рода Мухаммада (С). И не останется из них никого, кроме двух человек…

Потом он войдёт в Медину, и тогда спрячутся от него курайшиты (арабы), и таково слово Али ибн Аби Талиба (А): “Клянусь Аллахом, когда он войдёт в Медину, курайшиты будут мечтать, чтобы у них было время хотя бы на срок закалывания барана (то есть очень немного), дабы они собрали против него всё, что имеют, и всё, что есть под солнцем и луной!” 

А потом он совершит то, что совершит (то есть вынет из могил Абу Бакра и Умара и сожжёт их, как ещё будет упомянуто ниже), и они скажут: “Выйдем же против этого тагута! Клянёмся Аллахом, если бы он был от Мухаммада (С), не стал бы делать так! Если бы он был от Али (А), не стал бы делать так! Если бы он был от Фатимы (А), не стал бы делать так!” И Аллах предаст их в его десницы, и он убьёт всех, кто станет сражаться с ним, и обратит в плен их семьи. 

Потом он продолжит свой путь, пока не достигнет местности “Шакра”. Там до него дойдёт весть, что они убили его наместника (в Медине). Тогда он вернётся и убьёт их таким убийством, что убийство в “Харре” будет ничем перед этим. 

А потом продолжит путь и будет призывать людей к Книге Аллаха, Сунне Посланника Аллаха (С), вилаяту Али ибн Аби Талиба (А) и отречению от его врагов. Когда он достигнет местности “Салабия”, к нему выйдет человек из потомства его отца (то есть сейид), который будет самым сильным среди людей телом и самым храбрым духом, кроме Повелителя ваших дел (А). И он скажет ему: “Что же ты делаешь? Клянусь Аллахом, ты запугал людей, как баранов! Действуешь ли ты по приказу Посланника Аллаха (С), или как-тоиначе?” Тогда слуга Повелителя дел (А) скажет: “Клянусь Аллахом, или ты замолчишь, или я отрублю тебе голову!” И скажет ему Каим (слуге или тому человеку): “Замолчи! Клянусь Аллахом, со мной приказ (завет) от Посланника Аллаха (С)!” И тот слуга принесёт его сумку, и он прочитает ему приказ Посланника Аллаха (С). Тогда тот скажет: “Да буду я твоей жертвой! Дай же мне свою голову, дабы я поцеловал тебя!” И он даст ему свою голову, и он поцелует его в лоб.

И тот скажет: “Да буду я твоей жертвой! Позволь нам обновить присягу тебе!” И он обновит их присягу».

И тут Имам Бакир (А) сказал: «Клянусь Аллахом, я как будто вижу их, как они поднимаются из Наджафа в Куфу, триста с небольшим человек: их сердца – как куски железа; Джабраил – справа от них, Микаил – слева от них! Ужас идёт перед ними и позади них на месяц пути. Аллах поддержал их пятью тысячами отмеченных ангелов.

И когда он будет в Наджафе, скажет: “Выберите для нас путь через пальмовый лес, ибо в Куфе нас ждёт снаряжённое войско”. Ему скажут: “Снаряжённое войско?” Он скажет: “Да, клянусь Аллахом”. И тогда он придёт пальмовым лесом к мечети Ибрахима (то есть, скорее всего, к мечети Сахля) и прочитает там два ракята, и выйдут против него все, кто были в Куфе из мурджитов (батритов) и войска Суфьяни. И он скажет своим сподвижникам: “Атакуйте их!”…

А потом он скажет им: “Выступите против этого тирана (то есть Суфьяни)!” И он сначала призовёт их к Книге Аллаха и Сунне Посланника (С), и Суфьяни захочет примириться с ним и принести ему присягу. Но его родственники скажут ему: “Собака! Что же ты делаешь? Клянёмся Аллахом, мы не присягнём тебе на этом никогда!” Он скажет: “А что мне делать?” Они скажут: “Иди сразись с ним!” И он сразится с ним, и Аллах отдаст их в его руки, и Суфьяни будет пленён, и его приведут к Имаму (А), и он отрежет ему голову своей рукой.

После этого он отправит посланцев в Рим (то есть на Запад), требуя у них, чтобы они выдали ему остатки Омейядов (то есть сподвижников Суфьяни). Когда они достигнут Рима, скажут им: “Отдайте нам людей нашей религии, которые у вас скрываются”. Но они отвергнут и скажут: “Мы не сделаем этого”. Тогда он скажет: “Клянёмся Аллахом, мы будем сражаться с вами!” Тогда они отправятся к их главному и представят ему дело, и он скажет: “Идите и отдайте им этих людей, ибо они пришли с великой силой”, и таково слово Аллаха: “А когда они почувствовали Нашу мощь, то вот — от неё убегают. Не убегайте и вернитесь к тому, что вам было дано в изобилии, к вашим жилищам, — быть может, вас спросят!” (21: 12-13) – то есть о тех богатствах, которые они накапливали. Они скажут: “‘О, горе нам, мы воистину были неправедны!‘ И не прекратится этот их возглас, пока не обратим Мы их в сжатую ниву, недвижными” (21: 14-15) – и не останется от них никаких вестей. 

Потом он вернётся в Куфу и отправит триста с небольшим человек во все стороны света, и не останется земли, где не говорилось бы свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, и таково слово Аллаха: “Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены” (3: 83). И Повелитель дел (А) не будет брать джизьи, как брал её Посланник Аллаха (С), и таково слово Аллаха: “И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, и вся религия будет принадлежать Аллаху” (2: 193)».

И сказал Имам Бакир (А): «Клянусь Аллахом, он станет сражаться до тех пор, пока (весь мир) не будет знать Аллаха единым и ни в чем не будет сомневаться в Нём! И слабая старуха выйдет с Востока, направляясь на Запад, и не тронет её никто (то есть она будет в полной безопасности)».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 61).

Абу Хамза Сумали передаёт от Имама Бакира (А): «Когда выйдет Каим рода Мухаммада (С), Аллах поможет ему ангелами отмеченными, и стоящими в ряд, и нисходящими, и херувимами. Джабраил будет перед ним, Микаил – справа от него, Исрафиль – слева от него, и ужас станет идти на расстоянии месяца пути перед ним, и за ним, и справа от него, и слева. Приближённые ангелы последуют за ним. Первый, кто будет следовать ему, — Мухаммад (С), и Али (А) – второй. И с ним – обнажённый меч, которому Аллах подчинит Рим(Запад), Дейлам, Синд и Хинд (Индию), Кабул и Хазр».

(«Гейба» Нумани, С. 239).

Снова от Имама Бакира (А) о том, что произойдёт после убийства Суфьяни: «Тогда Каим развернёт три знамени: одно пошлёт в Константинию (Византию, то есть Турцию и Россию), и Аллах подчинит ему её; другое пошлёт в Китай, и Аллах подчинит его ему, а третье – в Дейлам, и Аллах подчинит его ему» («Бихар», том 52, С. 388).

И он сказал: «Я как будто вижу его и его сподвижников, как Рим (Запад) примет Ислам от его рук, и он построит там мечети, и поставит над ними своего наместника из числа своих сподвижников, а потом уйдёт оттуда» («Бихар», том 52, С. 388).

От Имама Казыма (А): «Когда он войдёт в Медину, извлечёт ал-Лат и Уззу (Айшу и Хафсу) из их могил и сожжёт их» («Камалу ддин» Садука, том 2, С. 352).

И от Имама Бакира (А): «…А потом он войдёт в мечеть (Пророка) и сломает стену, так что положит её на землю, и извлечёт Азрака и Зарика (Абу Бакра и Умара) – оба свежие и неразложившиеся, — так что они будут отвечать ему, и тогда засомневаются те, кто верил в ложь, и он убьёт пятьсот сомневающихся внутри мечети. А затем сожжёт этих двух на том самом хворосте, который они приготовили для того, чтобы сжечь Фатиму, Али, Хасана и Хусейна (мир им), и этот хворост хранится у нас – передаём мы его от одного к другому».

(«Далаилу ль-имама», С. 238).

И по иснаду от Харуна ибн Саида, что Имам Али (А) сказал Умару:

«Я вижу, что тебя в этом ближнем мире убьёт раб: ты причинишь ему несправедливость, и он убьёт тебя успешно. Клянусь Аллахом, он войдёт через это в Рай, в отличие от тебя! Клянусь Аллахом, если бы ты следовал Посланнику Аллаха (С) и слушал бы его, ты не поднял бы меч на того, кто освободил тебя, и не стал бы говорить с минбара! И вот я как будто вижу тебя, как тебя призывают, и ты отвечаешь, и тебя называют по имени, и ты оправдываешься. И тогда откроется то, что ты скрывал, и твой товарищ, которого ты подговорил, чтобы занять его место после него». Умар сказал: «О, Абу Хасан! Ты не стыдишься этих колдовских прорицаний?» Он сказал: «Я сказал тебе то, что слышал от Посланника Аллаха (С), и я сказал только то, что знаю». 

Умар спросил: «Когда же это произойдёт, о повелитель верующих?» Он сказал: «Когда ваши тела будут извлечены из могил возле Посланника Аллаха (С), в которых вы будете похоронены не днём… И вот я как будто вижу вас обоих, как вы выходите из своих могил, целые и невредимые, и вас распнут на дереве, и будет это испытанием для тех, кто любит вас. А потом придут с огнём, который был разожжён для Ибрахима,  Джурджис и Данияла и всякого пророка и верующего, а потом повелят принести огонь, который вы разожгли у дверей моего дома, чтобы сжечь меня, и Фатиму, дочь Посланника Аллаха (С), и моих сыновей Хасана и Хусейна, и моих дочерей Зейнаб и Умм Кульсум. И вы сгорите на нём, и нашлют на вас завывающий ветер, и он развеет вас прахом, и меч пожрёт всех, кто любил вас и шёл по вашему пути, – всех вместе в Огонь».

(«Хильяту ль-абрар», том 2, С. 601; «Иршаду ль-кулуб», том 2, С. 285).

От Абдуррахмана Касира от Имама Бакира (А): «Когда придёт Каим, к нему вернут Хумейру, чтобы он наказал её плетьми и отомстил ей за свою мать Фатиму (А)» Абдуррахман спросил: «Да буду я твоей жертвой, а за что он накажет её?» Он сказал: «За её клевету на мать Ибрахима (которую она обвинила в прелюбодеянии)». Он спросил: «А почему Аллах оставил это для Каима?» Имам (А) сказал: «Потому что Аллах отправил Мухаммада (С) как милость, а Каима (А) отправит как месть»

(«Илалу шараи» Садука, том 2, С. 303).

Царство Каима (А)

Имам Махди (А) будет совершать все те же самые чудеса, которые совершали пророки (мир им), и с ним – посох Мусы (А), перстень Сулеймана (А), ковчег (сундук) народа Исраиля, кольчуга и меч Посланника Аллаха (С).

Иисус (А) сойдёт с неба и совершит намаз за ним. Он будет его правым наместником, а наместником по его левую руку станет пророк Ильяс (А).

Абу Басир передает от Имама Садыка (А): «Слова Лута (А) его народу: “О, если бы у меня была сила против вас, или я бы спасся у могучей опоры!” (11: 80) означали силу Каима (А), а “могучая опора” – это сила его сподвижников. Каждому мужу из них будет дана сила сорока мужчин, сердца их — твёрже железа: если бы они проходили через железные горы, сокрушили бы их. Они не вложат свои мечи в ножны, покуда не будет доволен Аллах». 

(«Камалу ддин» Садука, том 2, С. 593).

Там же от Имама Садыка (А) о времени приходе Каима (А): «Аллах возложит Свою длань на головы рабов, и не останется ни одного верующего, чтобы его сердце не стало твёрже железа, и будет дана ему сила сорока мужчин».

От Муфаззаля ибн Умара от Имама Садыка (А): «Когда придёт наш Каим, земля озарится светом своего Господа, и рабам не нужен будет свет солнца и луны, и день и ночь станут чем-то одним, и мрак уйдёт. Человек будет жить тысячу лет».

(«Иршад», том 2, С. 363).

От него же от Имама Садыка (А): «Когда придёт Каим, верующий поймает птицу из воздуха, убьёт её, приготовит и съест её мясо, но не тронет костей. А потом скажет ей: “Стань живой по воле Аллаха!” – и она оживёт и полетит. И точно так же – звери. И он (Каим) будет светом земли, и люди не станут нуждаться в солнце и луне. И не останется на лице земли причиняющих страдания, и не останется зла, яда, труда и разврата, ибо этот призыв будет небесным, а не земным. Шайтан не сможет совращать людей, и не будет зависти, и не останется никакого порока, и не будут колоть ни земля, ни деревья. Поля во всякое время дадут свои плоды, сколько бы ни собирали с них. Человек наденет на своего ребенка одежду, и она будет расти вместе с ним, как бы он ни рос, и станет такого цвета, как он пожелает.

И если кафир войдёт в нору ящера или спрячется за холмом земли, камнем или деревом, то Аллах заставит эту вещь говорить, так что она скажет: “О верующий, вот за мною кафир – возьми же его!” – и он будет взят и убит. У Иблиса не будет никакого образа (хейкель), чтобы он жил в нём, и верующий станет здороваться с ангелами».

(«Далаилу ль-имама», С. 243).

От Абдуллаха ибн Ата Мекки, что он спросил у Имама Садыка (А): «Каким будет образ действий Махди (А)?» Он сказал: «Он сделает то же, что и Посланник Аллаха (С): разрушит то, что было прежде него, как сделал Посланник Аллаха (С) с джахилией, и возобновит Ислам заново».

(«Гейба» Нумани, С. 236).

И там же от Зурары, что он сказал Имаму Бакиру (А): «Каим будет действовать, как действовал Посланник Аллаха (С)». Он сказал: «О нет, о нет! Он не будет действовать, как действовал Посланник Аллаха (С), о Зурара!» Зурара сказал: «Так как же, да буду я твоей жертвой?!» Имам (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) действовал среди своей уммы милостью, дабы собрать людей. Однако Каим (А) будет действовать убийством и не примет покаяние ни одного человека. Горе же тем, кто воспротивится ему!»

Противоречие этих двух хадисов только внешнее. В действительности Каим (А) станет следовать завершённой истине религии Посланника Аллаха (С). Посланник Аллаха (С) был вынужден действовать мягкостью, чтобы привлечь сердца людей к Исламу, и призывал их постепенно: например, сначала мусульмане исполняли только два ракята молитвы, и только потом им было добавлено. Когда Зурара во втором хадисе подумал, что то, что делал Посланник Аллаха (С), – это и есть реальность религии, Имам Бакир (А) ответил, что эта религия будет завершена лишь с приходом Каима (А), как сказал Аллах: «Чтобы дать победу его религии над всеми религиями» (9: 33). Во время Посланника Аллаха (С) существовало очень много причин, которые мешали реальности его религии проявиться так, как она есть. Однако в царстве Каима (А) этих причин не останется, и ложь не будет обладать никакой силой, чтобы с ней считаться. А потому он не станет действовать милостью и постепенным увещеванием, но установит реальность халяль и харам, как они есть, уничтожив всех противящихся этому. Ибо история испытания в ближнем мире закончится, творение должно будет перейти в новую эпоху, скверные отделятся от благих, подобно двум материалам в сосуде, и скверные будут собраны вместе и скошены, а благие наследуют новую эру. Поэтому методом Каима (А) будет не милость, а убийство.

У Имама Садыка (А) спросил: «Каим будет поступать не так, как поступал Али (А)?» Он сказал: «Да. Ибо Али (А) действовал милостью и прощением, потому что знал, что шииты будут побеждены после него (и если он поступит жестоко, враги тоже будут поступать с шиитами жестоко). Однако когда придёт Каим (А), он станет действовать наказанием и пленом, потому что будет знать, что над его шиитами никто не одержит верх после него». 

(«Гейба» Нумани, С. 237).

По этой же причине, как передано, Имам Али (А) не казнил Айшу после битвы Джамаль, хотя и имел право это сделать. Ибо он знал, что шииты после него будут побеждены, и если бы он казнил её, его враги мстили бы за это шиитам вплоть до сегодняшнего дня. Однако Каим (А) казнит Айшу и казнит всех врагов Ахль уль-Бейт (А), потому что после него у шиитов не будет поражения.

От Имама Бакира (А): «Если бы люди знали, что сделает Каим (А), когда выйдет, большинство из них пожелало бы не видеть его – от того, сколько людей он убьёт. Начнёт же он с Курайша, и не будет для них ничего, кроме меча. Так что многие люди скажут: “Как может он быть из рода Мухаммада (С)? Если бы он был из рода Мухаммада (С), то помиловал бы”». 

(«Гейба» Нумани, С. 237).

И от Абу Басира от Имама Бакира (А): «Что вы торопитесь с приходом Каима? Клянусь Аллахом, его одежда груба, его пища скудна, его дело – лишь меч и смерть в тени меча».

(«Гейба» Туси, С. 459).

Имам Садык (А) сказал: «Поистине, то, что встретит Каим (А) от невежества людей в его время, будет хуже, чем то, что встретил Посланник Аллаха (С) от людей джахилии». У него спросили: «Что же это?» Он сказал: «Посланник Аллаха (С) пришёл к людям, когда они поклонялись камням и деревьям. А когда придёт Каим, люди будут толковать против него Коран и спорить с ним посредством Корана».

(«Гейба» Нумани, С. 307).

Имам Бакир (А) сказал: «Когда выйдет Повелитель дел, он встретит от людей то, что не встречал Посланник Аллаха (С), и даже больше этого».

(«Гейба» Нумани, С. 307).

Имам Садык (А) сказал: «Когда выйдет знамя истины, его проклянут люди Востока и люди Запада».

(«Гейба» Нумани, С. 308).

От Абу Басира от Имама Садыка (А): «Каим (А) не выйдет из Мекки, пока не исполнится число кольца». Он спросил: «А что это?» Он сказал: «Десять тысяч человек (которые будут с ним): Джабраил – по их правую сторону, Микаил – по их левую сторону. И не будет никого ни на Востоке, ни на Западе, кто не проклянёт их. С ними будет знамя Посланника Аллаха (С), с которым спустился Джабраил с день Бадр. Это – не шёлк, не парча и не ситец». Он сказал: «Из чего же оно?» Имам (А) сказал: «Из листьев Рая. Посланник Аллаха (С) развернул это знамя в день Бадр, а потом свернул передал Али (А)».

(«Бихар», том 52, С. 360).

От Имама Бакира (А): «Когда выйдет Каим (А), к верующему придут в могиле и скажут: “О верующий, вышел твой повелитель! Если хочешь присоединиться к нему – присоединяйся, а если хочешь остаться в милости твоего Господа (то есть в раю барзаха), то оставайся”».

(«Гейба» Туси, С. 458).

Как мы уже говорили в статье «Творение Аллаха и свет Мухаммада (ДБАР)», приход Каима и особенно раджаат станет сопровождаться изменением законов пространства и времени, которое начнётся с верующих: «Когда восстанет Каим (А), Аллах протянет слух и взор наших шиитов, так что между ними и Каимом (А) не будет гонцов (посредников). Он будет говорить – и они будут его слышать, и будут видеть его, хотя он останется на своём месте».

(«Кафи», том 8, С. 201).

От Имама Садыка (А): «Вот я как будто вижу Каима (А) позади Наджафа. Он остановится позади Наджафа, восседая на вороном коне, на лбу которого будет отметина, как виноградная лоза, а потом выступит вперёд, и не останется никого в его царстве, кто не стал бы думать, что он рядом с ними там, где они находятся».

(«Кафи», том 8, С. 201; «Бихар», том 52, С. 336).

Срок правления Имама Махди (А)

По этой же причине в риваятах называются разные сроки правления Имама Махди (А). Течение времени тогда изменится, потому что творение войдёт в новую эпоху. От Имама Бакира (А): «Он будет править триста девять лет – по сроку, который провели люди пещеры в своей пещере».

(«Далаилу ль-имама», С. 238).

В хадисе от Посланника Аллаха (С): «Он будет жить пять, шесть, или семь (лет)».

(«Кашфу ль-гамма», том 2, С. 977).

В других риваятах указывается срок в семьдесят или девяносто лет. Слова же «пять, шесть или семь» означают пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет, потому что течение небесных сфер изменится, и каждый год будет равняться десяти годам по тому, как мы считаем. В хадисе от Имама Бакира (А) сказано: «…И он останется на этом (деле) семь лет, каждый год – как десять лет по тому, как вы считаете». У него спросили: «Почему же год станет таким долгим?» Он сказал: «Аллах прикажет светилам остановиться или двигаться медленно, и дни и годы станут длиться долго».

(«Иршад», С. 365).

И от Имама Садыка (А): «Он будет править семь лет. Затянутся для него ночи и дни, так что каждый год будет равняться десяти вашим годам. И так будет срок его правления семьдесят лет по вашим годам» 

(«Иршад», С. 363).

Из других сроков, упоминаемых в риваятах, – девятнадцать лет войн Махди (А) и сорок лет его правления после периода войн. А после этого выйдет Имам Хусейн (А), как еще будет сказано ниже.

И возможно, что сроки «шестьдесят» и «семьдесят» упомянуты потому, что семьдесят лет – это весь срок его правления, а шестьдесят – срок до выхода Хусейна (А), потому что в некоторых риваятах сказано, что он выйдет на пятьдесят девятом году после прихода Каима (А) и останется с ним одиннадцать лет (то есть до его смерти).

Что такое раджаат

Раджаат относится в тайнам Аллаха, и понять эту тему может только сердце, которое верит в сокровенное: «…Которые веруют в сокровенное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют…» (2: 3). Вместе с тем, раджаат так же несомненен, как и Судный День. Значение раджаата: возврат Имамов (А), их шиитов и их врагов – тех, чей куфр и иман были наиболее чистыми и совершенными.

Те, кого Аллах поразил наказанием в этом ближнем мире, не вернётся в него, по слову Аллаха: «И запрет — над селением, которое Мы погубили, и они не вернутся» (21: 95).

Имам Садык (А) сказал: «Раджаат не касается всех, и вернутся только некоторые: те, чья вера была чистой, и те, чей куфр был чистым».

(«Мухтасар басаир», С. 116).

Да, раджаат могут совершить также и те, чья вера или куфр не были чистыми, но это – только те, кто был убит несправедливо: они вернутся вместе со своими убийцами, дабы совершить месть. После этого они проживут тридцать месяцев, а затем умрут в одну ночь, как передано в «Мухтасар басаир» от Имама Казыма (А).

Аяты Корана о раджаате

На раджаат указывает ряд аятов Корана, например: «В тот день, когда Мы соберем из каждого народа толпу из тех, кто считал ложью Наши знамения, — и вот они распределены» (27: 83). Имаму Садыку (А) сказали: «Люди массы утверждают, что этот аят говорит о Судном Дне». Он сказал: «Разве в Судный День Аллах соберёт группу из каждого народа и оставит остальных? Нет, но этот аят говорит о раджаате, а аят о Судном Дне – это: “и соберем Мы их и не оставим из них никого (18: 47)» («Тафсир Кумми», том 2, С. 106).

Имам Садык (А) также сказал: «Нет ни одного верующего, который был бы убит, чтобы он не вернулся и жил, пока не умрёт. И не вернётся никто, кроме тех, чья вера была чистой и чьё неверие было чистым» («Тафсир Кумми», том 2, С. 131).

В суре «Прощающий» говорится о двух жизнях и двух смертях: «Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу?» (40: 11) — то есть ясно указывается на раджаат.

И в аяте суры «Дым»: «Так жди же того дня, когда небо извергнет ясный дым, который окутает людей. Это и есть мучительное наказание… Мы – раскрывающие наказание немного, и они вернутся» (44: 10-15). Имам (А) сказал: «Если бы этот аят был о Судном Дне, то не было бы сказано: “И они вернутся”, потому что после Судного дня и последней жизни нет того, к чему бы они вернулись» («Тафсир Кумми», том 2, С. 265).

О раджаате есть также множество других аятов, которые мы упомянем ниже по хожу изложения.

Возражения по поводу раджаата и ответы на них

Люди толпы отвергают раджаат самым решительным образом, смеются над ним и возводят на шиитов самые различные обвинения по данному поводу, «но узнают неверующие, над чем они насмехались». В достоверных хадисах от Имамов пришло, что люди толпы специально задавали вопросы повелителю верующих Али (А), дабы узнать его слова и сделать наоборот. Поэтому противоречие «ахлу сунна» убеждению в раджаате является самым лучшим аргументом его подлинности, как сказал Имам Садык (А): «Истина в том, что противоречит людям толпы».

Об отрицающих раджаат ниспосланы эти аяты: «Они поклялись именем Аллаха великой клятвой: “Аллах не воскресит того, кто умер”. Но нет! [Воскресит]согласно обещанию, данному Им, но большинство людей не ведает; [воскресит], чтобы растолковать им то, в чем они не согласны друг с другом, дабы неверные убедились в том, что они лгали» (16: 38-39). В «Тафсире» Айаши приведено от Имама Садыка (А), что он сказал: «Что говорят люди, о чём этот аят?» Он сказал: «Они говорят, что он об отрицавших Воскрешение и Судный День». Имам (А) сказал: «Солгали, клянусь Аллахом! Когда придёт Каим и те, кто возвратятся с ним из возвращающихся, — тогда скажут те, кто были против вас: “Победило ваше государство, о собрание шиитов!”, и это будут те, кто обвинял вас во лжи. Вы скажете: “Вернулся такой-то, такой-то и такой-то (то есть Абу Бакр, Умар и Усман или Айша)”. Они скажут: “Нет, клянёмся Аллахом, Аллах не воскресит того, кто умер”. Разве ты не видишь, что о них сказано: “Они поклялись именем Аллаха великой клятвой”, а великая клятва у многобожников была именем ал-Лата и Уззы (то есть этот аят говорит о тех, кто называет себя мусульманами и клянётся именем Аллаха)».

(«Тафсир» Айаши, том 2, С. 259).

К числу сомнений и обвинений, которые возводят по поводу убеждения в раджаате, относятся следующие:

  1. Убеждение в раджаате означает отрицание таклифа (обязанности от Аллаха), потому что если люди вернутся в ближний мир для получения награды и наказания от Аллаха, то зачем тогда Судный День?

На это надо ответить, что раджаат – это мир таклифа, то есть мир деяний, такой же как первая жизнь. Что касается награды и наказания, то у них существуют различные виды и ступени, и некоторые из них исполняются в дунье, некоторые – в барзахе, некоторые – в последней жизни (ахират).

  1. Раджаат – это вера в переселение душ под другим названием.

В действительности раджаат не имеет ничего общего с переселением душ: мы не говорим, что душа вернётся в другом теле или облике. Когда Иса (А) воскрешал мёртвых, и они вставали из могил, это не означало, что он переселял души. Тот же самый человек, который умер, снова возвращался в эту жизнь. Когда Аллах воскресил «людей в пещере», это не было переселением душ: «И оставались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (18: 25). То же самое можно сказать об оживлении Узейра: «Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований. Он сказал: “Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?” И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: “Сколько ты пробыл?” Тот сказал: “Пробыл я день или часть дня”. Он сказал: “Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питье, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как мы их поднимаем, а потом одеваем мясом”. И когда стало ему ясно, он сказал: “Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!”» (2: 259). Или вспомним историю воскрешения народа Исраиля: «Разве ты не видел тех, которые вышли из своих жилищ, — а было их тысячи, — остерегаясь смерти? И сказал им Аллах: “Умрите!” А потом Он оживил их» (2: 243). То же самое касается тех «семидесяти», которые попросили у Мусы (А) увидеть своего Господа, и их поразила молния. Они умерли, и Аллах снова воскресил их к жизни в этой дунье.

  1. Если бы Фараон, Нимруд, Абу Суфьян, Язид, Муавия, Абу Бакр, Умар вернулись к жизнь в ближнем мире, то они могли бы покаяться за свои преступления, их покаяние было бы принято, и они не получили бы наказание в Судный День.

В действительности их возврат в ближний мир не будет означать возможность покаяния и удаления причин их неверия и лицемерия. Аллах сообщает, что даже в Судный День они не раскаются, но будут лгать, изображая покаяние: «Если бы ты мог видеть их, когда они предстанут перед Огнем и будут говорить: “О, если бы нас вернули! Мы не стали бы отрицать аяты нашего Господа и обратились бы в верующих!” Нет же! Перед ними предстало то, что они пытались скрывать прежде. А если бы их вернули [в этот мир], то они вновь творили бы запрещенное. И, воистину, они — лжецы!» (6: 27-28).

Их случай подобен тому, что Коран говорит по поводу убийства верующего: «А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему — Ад, где пребудет он вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание» (4: 93). Ниспосылая этот аят, Аллах знал, что будут такие убийцы верующих, которые проведут после их убийства еще долгие годы в обители ближнего мира, в течение которых они смогут покаяться. Однако данным аятом Аллах подтвердил, что их покаяние никогда не будет принято, потому что если бы оно могло быть принято, возмездием им не стал бы вечный Ад. И смысл этого в том, что тот, кто совершил такой великий грех, по своей сущности уже не способен к покаянию, хотя внешне и может изображать таковое.

  1. Против раджаата говорит аят суры «Верующие»: «А когда придёт к одному из них смерть, он скажет: “Господи, верни меня: может быть, я сделаю благое в том, что оставил”. Так нет! Это — слово, которое он говорит, и за ними — преграда до того дня, как они будут воскрешены» (23: 99-100).

Если бы этот аят утверждал невозможность возвращения в ближний мир после смерти, это означало бы ложность многих аятов Корана, говорящих о таком возвращении (некоторые из них мы привели в пункте 2), и наличие противоречий в Коране. В действительности отрицание возвращения на основе данного аята основано на его ложном толковании: отрицание «так нет!» считается относящимся к словам неверующего «Господи, верни меня», тогда как на самом деле оно относится к другим его словам: «я сделаю благое в том, что я оставил». То есть Аллах говорит, что его утверждение «я сделаю благое в том, что я оставил» — ложь, и он не вернётся к благу, если Аллах возвратит его.

Что сказали непорочные Имамы (А) о раджаате?

Если бы не было раджаата, то непонятно, каким образом исполнился бы аят: «И взял Аллах договор с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости. Потом придет к вам Посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете ему помогать”» (3: 81). Каким образом пророки (мир им) будут помогать Мухаммаду (С), если он жил после них и был последним из них?

Имам Али (А) сказал в толкование этого аята: «Поистине, Аллах – Единый, Единственный, уединившийся в Своей единственности. Потом Он сказал Слово, и оно стало светом. Затем Он создал из этого света Мухаммада (С), меня и моё потомство. И Он сказал Слово, и оно стало духом, и Он поселил этот дух в этом свете, и поселил его в наших телах. И мы – дух Аллаха и Его слова, и через нас Он возвёл довод над Своим творением. Мы пребывали в зелёной тени, когда не было ни солнца, ни луны, ни дня, ни ночи, поклоняясь Ему, освящая и прославляя Его. И это – прежде, чем Он сотворил творение. И затем Он взял с пророков клятву в помощи нам, и таково Его слово: “И взял Аллах договор с пророков: ‘Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости. Потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете ему помогать‘” (3: 81) – то есть уверуете в него и его преемника и поможете им.

И Аллах взял с меня завет вместе с заветом Мухаммада (С), что мы будем помогать друг другу. И я помогал Мухаммаду (С), и сражался перед ним, и убивал его врагов, и выполнил то, что обещал Аллаху в завете. И не помогал мне ни один из пророков и посланников, потому что Аллах забрал их к Себе прежде этого. Но они помогут мне, и будет мне принадлежать то, что между Востоком и Западом, и Аллах оживит их всех, от Адама до Мухаммада (С), и они будут сражаться вместе со мной.

Аллах поднимет мёртвых, и встанут они живыми, откликаясь сонм за сонмом: “Вот мы, вот мы, о призывающий к Аллаху!”, заполняя все дороги Куфы, неся обнажённые мечи на плечах своих, дабы рубить ими сонмище неверных, тиранов и их присных из первых и последних, чтобы исполнил Аллах то, что обещал им, сказав: “Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он непременно сделает их халифами на земле, как сделал халифами тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи (24: 55) – то есть: будут поклоняться Ему в безопасности и не приобщать Ему никого в сотоварищи, и не станет у них такыйи.

И будет у меня возврат за возвратом, раджаат за раджаатом, и я  — обладатель возвратов и раджаатов, и я – обладатель мщения и ярости, и великих государств, и я – рог из железа, и я – раб Аллаха, и я – брат  Посланника Аллаха (С)».

(«Бихар», том 53, С. 46).

Имам Джафар сказал о словах «и напомни им о днях Аллаха»: «Дней Аллаха – три: день прихода Каима, день раджаата и день воскрешения».

(«Хисаль» Садука, том 1, С. 108).

У Имама Садыка (А) спросили о значении слов Аллаха: «И сделал вас пророками, и сделал вас царями» (5: 20). Он сказал: «Пророки – это Посланник Аллаха (С), Ибрахим, Исмаил и их потомство. А цари – это Имамы (А)». У него спросили: «А какое царство дал им Аллах?» Он сказал: «Царство раджаата и царство Рая».

(«Бихар», том 53, С. 45).

Муфаззаль сказал Имаму Садыку (А): «Вот среди шиитов есть те, кто не признаёт раджаат». Имам (А) сказал: «Разве они не слышали слова Аллаха: “И дадим Мы вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания величайшего” (32: 21)? Наказание ближайшее – это наказание раджаата, а наказание величайшее – это наказание Судного Дня».

(«Бихар», том 53, С. 35).

Хадисов про раджаат очень много. Мы процитировали лишь малое количество: многие другие приведём ниже.

Смысл раджаата

Надо знать, что люди переходят из мира в мир, как сказал Посланник Аллаха (С), и что наша дунья – только краткий эпизод в длинной истории человечества. До прихода в этот ближний мир мы прошли очень долгие миры света и зарр («мир частиц»), достигнув данного краткосрочного мира испытаний и деяний. После мира испытания начинаются миры возмездия и воздаяния, и таковых три – дунья, барзах и ахират.

Поэтому дунья (ближний мир) как бы разделяется внутри себя на две части – дунья испытания, то есть тот мир, в котором мы все сейчас живём, и дунья воздаяния, то есть этот же мир в эпоху раджаата. В эпоху раджаата ближний мир останется тем же, однако его законы несколько поменяются – в соответствии с его новым смыслом. В данном плане можно сказать, что мир раджаата – это нечто среднее между дуньей и барзахом.

В этом первое значение раджаата. Второе же состоит в том, что обещание Аллаха, данное всем Пророкам и Имамам (мир им), не может остаться невыполненным: «Аллах обещал тем, которые уверовали и творили благие деяния, что Он непременно сделает их халифами на земле, как сделал халифами тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи» (24: 55). 

В истории этого мира мы видим, что все без исключения Пророки и Имамы (мир им) – от Адама до Каима (А) – были угнетены или убиты, равно как и их праведные последователи. Да, Аллах в Судный День отомстит тем, кто угнетал и убивал их, однако если история дуньи не закончится их торжеством, это будет означать недостаток в реализации замысла Аллаха и поражение истины на данном этапе развития человечества. А потому все Пророки, Имамы и праведники должны снова прийти, дабы отомстить своим угнетателям и врагам уже в этом мире, увидеть своими глазами торжество истины, а потом перейти на новую стадию возмездия и воздаяния в мире ахират. 

Как произойдёт раджаат?

Риваяты говорят, что первым, кто вернётся, будет Имам Хусейн (А), и произойдёт это в конце правления Каима (А). И он сначала будет скрытым (молчащим), пока для людей не выяснится, что это – Хусейн (А).

Имама Махди (А) убьёт женщина, которая сбросит на него камень, когда он будет проходить по пути. Сообщается, что у неё будет борода, подобно мужчине («Джамиу ль-ахбар», С. 393).

Когда Имам времени (А) достигнет шахадата, Хусейн (А) омоет и похоронит его тело и займёт его место. Через некоторое время состоится раджаат Али (А), который будет помогать своему сыну Хусейну (А), потом будет убит, затем снова вернётся.

Таким образом, раджаат Имамов (А) начнётся с возвратом Хусейна (А), то есть в конце правления Махди (А). А что касается раджаата некоторых верующих и неверных, то он произойдёт вскоре после зухура Каима (А), как уже было упомянуто выше.

События раджаата

У Имама Садыка (А) спросили о раджаате, истина ли он? Он сказал: «Да». У него спросили: «Кто вернётся первым?» Он сказал: «Хусейн (А) – он выйдет по следам Каима (А)». У него спросили: «С ним вернутся все?» Он сказал: «Нет, но как сказал Аллах: “В тот день вострубят в трубу, и вы придёте толпами” (78: 18) – то есть группа за группой».

(«Бихар», том 53, С. 103).

И от него же: «Вернётся Хусейн (А) со своими сподвижниками, которые были убиты рядом с ним, и с ним – семьдесят пророков. Каим (А) даст ему перстень, и Хусейн (А) будет тем, кто сделает ему гусль, положит в саван и похоронит его». 

(«Бихар», том 53, С. 103).

У Имама Садыка (А) спросили про пророка Исмаила (А), который упомянут в этом аяте: «И вспомни в книге Исмаила: поистине, он был правдив в обещании и был посланником, пророком» (19: 54) – был ли этот Исмаил (А) тем самым Исмаилом, сыном Ибрахима (А)? Он сказал: «Исмаил (А) умер раньше Ибрахима (А), а Ибрахим (А) был доводом Аллаха и обладателем шариата: тогда к кому же был отправлен Исмаил (А)?» У него спросили: «Так кто же это?» Он сказал: «Это – Исмаил, сын пророка Хезкиля (Иезекииля). Аллах послал его к народу его, и они обвинили его во лжи, убили его и сорвали кожу с его лица. И Аллах разгневался на них за это и послал ангела мучений Сататаила, и тот сказал ему (то есть когда он умирал): “О Исмаил! Я – Сататаил, ангел мучения: Господь величия послал меня к тебе, дабы я подверг народ твой всем видам мучений, какие только пожелаешь!” Исмаил (А) сказал: “Я не желаю этого”. И Аллах внушил ему в откровении: “Что же ты желаешь?” Он сказал: “О, Господь мой! Ты взял завет для Себя Самого о Твоем господстве, для Мухаммада – о пророчестве, а для преемников – о вилаяте. И Ты сообщил Своему лучшему творению, что сделает его умма с Хусейном ибн Али (то есть сообщил в мире зарр). И Ты обещал Хусейну (А), что вернёшь его в мир дуньи, дабы он отомстил тем, кто сделал это. Я прошу Тебя, чтобы Ты вернул меня в этот мир, чтобы я мстил вместе с ним!” И Аллах обещал Исмаилу (А) это, и он вернётся вместе с Хусейном (А)».

(«Камилу зиярат», С. 178).

От Имама Садыка (А) о значении аята: «В тот день, когда сотрясётся сотрясающаяся, и последует за ней следующая» (79: 6-7) – он сказал: «“Сотрясающаяся” – это Хусейн ибн Али (А), а “следующая” – Али ибн Аби Талиб (А). И первым, кто отрясёт землю со своей головы, будет Хусейн ибн Али (А), и с ним – семьдесят пять тысяч (человек), и таково слово Аллаха: “Мы поможем Нашим посланникам и тем, которые уверовали, в ближней жизни и в тот день, когда предстанут свидетели, — в тот день, когда не поможет несправедливым их извинение — им проклятие, и для них — злое обиталище!”(40: 51-52)».

(«Бихар», том 53, С. 106).

Имам Садык (А) сказал: «Я как будто вижу трон из света, над которым возведён купол из багрового рубина, с короной из драгоценностей, и как будто я вижу Хусейна (А), восседающего на этом троне, и вокруг него – девяносто тысяч зелёных куполов. И как будто я вижу верующих, посещающих его и приветствующих его. И скажет им Аллах: “О, друзья Мои! Просите Меня, ибо затянулось то, как были вы угнетаемы, унижены и гонимы! В этот день, о чём ни попросите вы Меня из ближнего мира или будущего, — Я исполню это”. И будут их яства и питьё из Рая, и это, клянусь Аллахом, — дар».

(«Камилу зиярат», С. 258).

Очевидно, что последний хадис говорит о мире раджаата, а не о мире ахират, потому что Аллах упоминает просьбы «ближнего мира и будущего», а в мире ахират уже не будет просьб ближнего мира. А то, что питьё и еда верующих будут из Рая, говорит, что в эпоху раджаата врата между ближним миром и барзахом окажутся открыты.

Возвращение повелителя верующих (А)

Имам Бакир (А) сказал: «Будет править человек из нас, Ахль уль-Бейт, триста тринадцать лет и еще девять». У него спросили: «Когда это будет?» Он сказал: «После смерти Каима (А)» («Гейба» Нумани, С. 354). И похоже, что в этом риваяте имеется в виду срок правления повелителя верующих (А) при его первом раджаате, когда он придёт для помощи своему сыну Хусейну (А). Его первый раджаат состоится восемь лет спустя после шахадата Каима (А), то есть 19 лет спустя после раджаата Хусейна (А). И вполне возможно, что один из сроков правления Каима (А) – триста девять лет – в риваяте, который мы приводили выше, на самом деле говорит о сроке правления Али (А), потому что наиболее вероятный срок правления Имама Махди (А) – семьдесят лет. А как будет убит повелитель верующих (А), нам неизвестно, однако по одному из риваятов можно сделать предположение, что это произойдёт на том же месте в куфийской мечети, где его ударил Ибн Мульджам, посредством такого же удара по голове. У повелителя верующих (А) спросили: «Кем был Зуль-Карнейн (двурогий) – пророком или царём?» Он сказал: «Не пророком и не царём, но был он праведным рабом. Его ударили в один рог (в одну часть головы) на пути подчинения Аллаху, и он умер. И Аллах вернул его к жизни, и тогда его ударили по другому рогу, и он умер, и Аллах снова воскресил его, и он был назван “Зуль-карнейн” (обладатель двух рогов). И среди вас будет то же самое» («Бихар», том 53, С. 141).

Потом он снова вернётся со всеми своими шиитами, чья вера была чистой, как он сказал: «Я буду убит дважды и оживлён дважды». Или как передано от Имама Садыка (А): «У повелителя верующих (А) два возврата. Один из них – с Хусейном (А), второй — с Посланником Аллаха (С)» («Бихар», том 53, С. 74).

Из некоторых риваятов можно сделать вывод, что между этим его вторым убийством и вторым раджаатом пройдёт четыре, шесть или десять тысяч лет. Второй раджаат повелителя верующих (А) произойдёт вместе с Посланником Аллаха (С), всеми Имамами из Ахль уль-Бейт (А) и шиитами, и когда он закончится, наступит Судный День. И таков та’виль аята: «Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? И решено было дело, и к Аллаху возвращаются дела» (2: 210). «Облака» — это повелитель верующих (А), «возвращение дел» — это приход Посланника Аллаха (С) с небес, в его руке – копьё из света, которым он убьёт Иблиса и все его воинства. И в этот последний раджаат вернётся также Имам Махди (А), потому что в свой первый приход он будет убит, а для всякого верующего, кто был убит, обязателен раджаат, чтобы он умер своей смертью (как и для всякого, кто умер своей смертью, обязателен раджаат, чтобы он был убит, и нет ни одного шиита, кто не стал бы шахидом в этом мире – в первой жизни или при раджаате).

Имам Хусейн (А) сказал: «Я буду первым, от которого расколется земля (то есть первым из Имамов, кто совершит раджаат), и с моим выходом состоится выход повелителя верующих (А), нашего Каима (А) и Посланника Аллаха (С)».

(«Бихар», том 45, С. 80).

Как мы сказали, Имам Хусейн (А) выйдет по прошествии пятидесяти девяти лет от царства Каима (А), когда Каим (А) будет ещё жив. И жизнь Хусейна (А) после этого раджаата продлится 50 тысяч лет, как это явствует из некоторых риваятов, так что «его брови опустятся на его глаза». Как известно, у каждого человека брови понемногу растут, и в старости они несколько больше, чем в молодости. Хусейн (А) будет править такой срок, что его брови закроют его глаза, и он станет поддерживать их повязкой, чтобы быть в состоянии видеть: «Первым, кто вернётся, будет Хусейн (А), и он будет править столько, что его брови опустятся на его глаза от старости» («Мухтасар басаир», С. 117).

Хусейн (А) застанет последние одиннадцать лет правления Каима (А), затем сам станет править, далее при его правлении через восемь лет после убийства Каима (А) вернётся Имам Али (А) и останется вместе с ним триста девять лет, пока не будет убит. И между его убийством и вторым раджаатом, когда он вернётся с Посланником Аллаха (С) и всеми шиитами, — четыре, шесть или десять тысяч лет, потому что в риваятах указывается, что срок правления Хусейна (А) – пятьдесят тысяч лет, а Али (А) – сорок четыре, сорок шесть или сорок тысяч лет.

На второй приход Али (А) вместе со всеми Имамами (А) указывают также его слова: «У меня есть сходство с Айубом, ибо Айуб был испытан тягостями, а затем Аллах вернул ему благополучие, и его семья была возвращена ему» («Бихар», том 53, С. 108)«У меня – сходство с Айубом: клянусь Аллахом, Аллах соберёт рядом со мной всё, что было разрозненно от меня!» (там же)«Клянусь Аллахом, Аллах соберёт рядом со мной мою семью, как собрал её для Йакуба!» (там же). Потомство Али (А) было угнетено, лишено прав и разбросано по миру, однако при втором раджаате Аллах соберёт их всех вместе рядом с ним.

В «Басаиру дараджат» от Салмана Фарси от повелителя верующих (А) передано: «Я – великий Фаррук, я – господин первого сбора и господин второго сбора, я – обладатель раскалённого железа, я – обладатель возвратов и царства царств».

(«Бихар», том 53, С. 98).

От Имама Бакира (А) от повелителя верующих (А) о значении аята: «Может быть, пожелают те, которые неверные, стать мусульманами» (15: 2). Он сказал: «Это – я, когда выйду я и мои шииты, и выйдет Усман ибн Аффан и его шииты, и мы убьём род Омейядов: тогда пожелают те, которые неверные, стать мусульманами». 

(«Мухтасар басаир», С. 78).

Возвращение Посланника Аллаха (С) и убийство Иблиса

От Имама Садыка (А): «Иблис сказал: “Господи, отсрочь мне до дня, когда они будут воскрешены!” (38: 79), но Аллах отказал ему и сказал: “Поистине, ты из тех, кому отсрочено до дня определённого срока” (38: 80-81). Когда же наступит день определённого срока, проявится Иблис – да проклянёт его Аллах! – со всеми своими шиитами, которые были от времён Адама до дня определённого срока, – и это последнее возвращение повелителя верующих (А)». У него спросили: «У него будет не одно возвращение?» Он сказал: «Да, у него не одно возвращение. Нет Имама, чтобы вместе с ним не вернулись бы праведники и грешники его времени, дабы Аллах отделил верующего от кафира. Когда же наступит день определённого срока, вернётся повелитель верующих (А) со своими сподвижниками, и придёт Иблис со своими сподвижниками, и будет между ними срок (встреча) на земле возле земли Фурата, которую называют “Рауха”, недалеко от вашей Куфы, и состоится между ними такая битва, которой не было с тех времён, как Аллах сотворил миры. И вот я как будто вижу сподвижников повелителя верующих Али (А), как они отступили на сто шагов, и как будто я вижу, как ноги некоторых из них вошли в воды Фурата. И тогда придёт к ним Сокрушающий в сени облаков и ангелы (2: 210), и будет решено дело, и перед ним – Посланник Аллаха (С), в его руке — копьё из света. И когда увидит это Иблис, попятится назад и побежит. И скажут ему его сподвижники: “Куда ты, ведь ты победил?!” И он скажет им: “Я вижу то, чего вы не видите” (8: 48); “Я боюсь Аллаха, Господа миров” (59: 16). И настигнет его Пророк (С), и ударит его копьём, и он погибнет, и погибнут все его шииты. И тогда станут поклоняться Аллаху, не приобщая к Нему никого, и повелитель верующих (А) будет править сорок четыре тысячи лет. Тогда каждый шиит будет рождать тысячу детей мужского пола, и проявятся два тёмно-зелёных сада возле мечети Куфы».

(«Мухтасар басаир», С. 115).

Что касается аята: «Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? И решено было дело, и к Аллаху возвращаются дела» (2: 210), то в «Тафсире Кумми» пришло, что «облака» — это повелитель верующих (А). Под «приходом Аллаха» же понимается проявление Его силы и мощи в повелителе верующих (А).

Слова Иблиса «я вижу то, чего вы не видите» взяты из этого аята: «Когда же показались оба отряда, он отступил вспять и сказал: “Я не причастен к вам; я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, а Аллах силен в наказании!”» (8: 48).

Что же касается проявления двух тёмно-зелёных садов возле Куфы, то это – райские сады барзаха, которые проявятся в ближнем мире, потому что, как мы уже сказали, раджаат будет означать открытие врат в барзах, который, в свою очередь, присоединён в Раю и Аду ахирата, как говорится в хадисе, признанном и людьми элиты, и людьми толпы: «Могила (барзах) – сад из садов Рая или яма из ям Ада». Об этих двух тёмно-зелёных садах говорится в суре «Милостивый»: «А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада, — какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? — обладающие ветвями… И помимо двух — еще два сада, — какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? – тёмно-зелёные» (55: 46 – 64). Слова «помимо двух» означают другие сады, которые не являются садами ахирата, но близки к ним, то есть сады барзаха, что проявятся в этой дунье при втором раджаате повелителя верующих (А). Как сказал Аллах: «Сады Эдена, которые обещал Милосердный Своим рабам втайне; поистине, Его обещание совершается! Не слышат они там пустословия, а только: “Мир!” Для них там — удел и утром и вечером» (19: 61-62). И это – сады дуньи, а не ахирата, потому что в ахирате нет ни утра, ни вечера. Да, эти сады являются проявлением садов вечности, так же как и тело, в котором мы присутствует в этом мире, – это то же самое тело, которое будет у нас в барзахе и на Судном Дне. Имам Садык (А) сказал, когда его спросили о значении аята: «И помимо двух — еще два сада» (55: 46) – «два зелёных сада в ближнем мире: едят из них верующие» («Тафсир Кумми», том 2, С. 324).

Итак, Иблиса убьёт Посланник Аллаха (С), а то, что в некоторых риваятах говорится, что это сделает Каим, то ведь каждый из Ахль уль-Бейт (А) – Каим, и в данных хадисах имеется в виду Посланник Аллаха (С). Имам Махди (А) после ночи полного куфра и лицемерия наполнит землю справедливостью и правдой, однако влияние Иблиса останется, хотя и сильно уменьшится, и так будет иссякать постепенно, пока Посланник Аллаха (С) не убьёт его.

Немаловажно отметить, что слова Аллаха о «завернувшемся» относятся к раджаату, а не к истории о том, что Посланник Аллаха (С) якобы испугался при ниспослании ему откровения, завернулся в простыню, дрожал и т.п. , как лгут на него люди толпы. Имам Бакир (А) сказал об аятах: «О завернувшийся! Встань и увещевай! К Господу своему призывай!» (74: 1-3) – «Аллах имел в виду этими словами Мухаммада (С) и его приход в раджаате, когда он будет призывать (творения). И слова “Ведь это — одна из величайших, в увещевание людям” (74: 35-36) говорят о Мухаммаде (С), увещевателе людей при раджаате».

(«Мухтасар басаир», С. 113).

От Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Последнее для тебя – лучше, чем первое» (93: 4) – «То есть возвращение – это “последнее” для Пророка (С)». Его спросили: «А слова Аллаха: “Твой Господь дарует тебе, и ты будешь доволен” (93: 5)?» Он сказал: “Даст тебе сад (Рай), и ты будешь доволен”» 

(«Тафсир Кумми», том 2, С. 426).

Второй раджаат повелителя верующих (А)

Второй всеобщий раджаат – это время, когда все пророки (А) будут помогать Посланнику Аллаха (С) и повелителю верующих (А), как сказал Аллах: «И взял Аллах договор с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости. Потом придёт к вам Посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете ему помогать”. Он сказал: “Подтверждаете ли вы и принимаете ли на том условии Мою ношу?” Они сказали: “Мы подтверждаем”. Он сказал: “Засвидетельствуйте же, и Я буду с вами из свидетелей”» (3: 81). Как мы уже упоминали, если бы не было раджаата, то непонятно, каким образом мог бы исполниться этот аят, и как пророки (А) стали бы помогать Посланнику (С), если все они умерли прежде него.

Имам Садык (А) сказал: «Когда он (повелитель верующих) придёт, Аллах соберёт перед ним пророков и верующих, чтобы они помогали ему, и таково слово Аллаха: “И взял Аллах договор с пророков: ‘Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости…‘”. В тот день Посланник Аллаха (С) вручит знамя Али ибн Аби Талибу (А), и он будет повелителем всех творений, и все творения будут под его знаменем, и он будет их повелителем, и в этом толкование этого аята».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 181). 

Имам Садык (А) сказал: «Поистине, у повелителя верующих (А) будет на земле возвращение вместе с его сыном Хусейном (А). Он выступит под его знаменем, дабы отомстить за него Омейядам, Муавии и роду Муавии, и тем, кто воевал против них, да проклянёт их Аллах! Аллах воскресит из его сподвижников из людей Куфы тридцать тысяч человек, и из прочих – семьдесят тысяч, и они сойдутся при Сиффине так же, как сошлись в первый раз, и будут убиты, и не останется от них никаких вестей. 

Потом Аллах воскресит их и введёт в страшнейшее наказание вместе с Фараоном и родом Фараона.

Потом он вернётся второй раз вместе с Посланником Аллаха (С) и будет халифом на земле, а Имамы будут его наместниками, так что Аллаху станут поклоняться на земле открыто, как раньше поклонялись Ему скрыто».

А потом он (Имам Садык, мир ему) сказал: «Да, клянусь Аллахом, и больше этого! – и сделал движение рукой, — Аллах даст Своему Пророку (С) власть над всей землёй — от времён, когда Аллах сотворил ближний мир, до времени, когда уничтожит его, дабы исполнить для него то, что было обещано в Его Книге: “Он — тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы проявить ее выше всякой религии, хотя бы и ненавидели это многобожники(9: 33)».

(«Мухтасар басаир», С. 121).

Имама Садыка (А) спросили, что означают слова Аллаха: «Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет» (70: 4). Он сказал: «Это – возвращение Посланника Аллаха (С), и его срок – пятьдесят тысяч лет, а повелитель верующих (А) будет править при его возвращении сорок четыре тысячи лет» 

(«Бихар», том 53, С. 104).

Вероятно, что пятьдесят тысяч лет – это весь срок раджаата, который совпадает со сроком правления Хусейна (А), что будет длиться пятьдесят тысяч лет, как упомянуто в других риваятах. Таким образом, отсчёт времени возврата Посланника Аллаха (С) начинается с возврата Хусейна (А): «Хусейн – от меня, и я – от Хусейна», хотя он придёт позже – при втором раджаате Али (А), чтобы убить Иблиса. Другая же вероятность, более слабая, состоит в том, что срок правления Посланника Аллаха (С) уже после убийства Иблиса составит пятьдесят тысяч лет, когда Имамы из его Ахль уль-Бейт (А) будут вознесены на небо. Когда же закончится данный срок, Посланник Аллаха (С) тоже будет вознесён, ближний мир закончит своё существование и наступит Судный День. А Аллах знает обо всём этом лучше.

Итак, вероятный порядок раджаата, как можно понять из риваятов, следующий: первым, кто вернётся из Имамов (А), будет Хусейн (А), потом Али (А), затем Али (А) будет убит. Потом вернутся другие одиннадцать Имамов один за другим, в то время как Хусейн (А) останется в живых всё это время. Затем Имам Али (А) вернётся второй раз, и это – время раджаата Захры (А), Посланника Аллаха (С) и всех Имамов (А) и шиитов и время убийства Иблиса. Посланник Аллаха (С) будет правителем земли, а двенадцать Имамов (А) – его наместниками, и среди них – также и Каим (А). Не исключено, что риваяты о том, что свет Имама (А) будет замещать свет солнца и луны, относятся к этому последнему времени (общему раджаату). Затем Посланник Аллаха (С) и все Имамы (А) будут вознесены к Аллаху, и между этим вознесением и трубой Исрафиля – сорок дней, в течение которых земля придёт в смятение и хаос.

Имам Садык (А) сказал: «Пока есть земля, на ней будет Довод от Аллаха, знающий харам и халяль, призывающий людей к пути Аллаха, и не прекратится Довод на земле, кроме как на сорок дней перед Судным Днём. И когда Доводы будут убраны, окажутся закрыты врата покаяния, и ни одной душе не поможет её вера, если она не была верующей прежде. И это – худшие творения Аллаха: они – те, на кем свершится Судный День»

(«Усуль Кафи», том 1, С. 178).

Каким образом Судный День свершится над худшими творениями Аллаха, если в эпоху раджаата Иблис будет убит, воцарится истина, угнетение исчезнет, а люди не будут нуждаться в свете солнца и луны из-за света Пророка (С) и Имамов (А)? Указание на ответ возможно найти через следующий пример: солнце, когда закатывается за горизонт, отбрасывает свои лучи выше и выше и перестаёт освещать предметы, так что последние погружаются во мрак. Так и Доводы: когда подойдёт к концу эпоха их царства, и они станут готовиться к переходу в мир вечности – мир ахирата, — между людьми наступит смятение.

И тогда протрубят в Рог, и погибнут все творения, кроме лика Аллаха, – то есть Мухаммада и рода Мухаммада (С), — а затем все воскреснут на Суд.

Пусть же Аллах сделает нас из сподвижников Посланника Аллаха (С), повелителя верующих (А) и Имамов (А) при раджаате и из воскрешённых рядом с ними в Судный День! Амин!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *