Мое детство было пронизано экономией. Экономили все. Экономили мы. Отчаянная экономия была не просто нормой, она была образом жизни. Символом нашей семейной экономии стала поездка «старого и малого» — меня и прабабушки — за дешевой гречкой через весь город.
Экономия — это внутренняя установка на невысокую цену жизни
Мы ехали с пересадками, зимой, на звенящих трамваях в одну сторону (кондукторши в шапках, валенках и тулупах, с поясницей, замотанной шерстяными платками, в нашу сторону даже не глядели — у нас обеих бесплатный проезд), потом стояли в очереди в магазин, на морозе, потом тащили пятикилограммовые мешки на остановку, чтобы повторить путь домой….
Помню себя, маленькую, отчаянно вспотевшую, не смотря на суровый минус, с холщовой сумкой, перекинутой через плечо, бредущую к подъезду сквозь внезапную метель…
Я пишу так, будто мы всей семьей голодали, и эта гречка спасла нас в голодный год. Совсем нет.
У нас в квартире, на лоджии, всегда стояли огромные мешки с крупами. Их покупали впрок и оптом, ибо так дешевле.
Они стояли на полу, внизу, а наверху, на полочках, жили маринады. Лоджия — это балкон, с которого, по идее, можно смотреть на город. Но на нашем балконе был продуктовый склад, и мне кажется, этой еды всей семье уверенно хватило бы на полгода продуктовой блокады.
И мы с прабабушкой поехали тогда за гречкой не потому, что надо, а потому, что дешево.
Во мне до сих пор живет эта «память предков»: я до сих пор готова купить что-то, что совершенно мне не нужно, только потому что дешево — акция, скидка, распродажа…
Я это в себе не люблю и отчаянно изживаю.
В сезон распродаж я вообще сижу дома. Знаю себя: накуплю ненужной чуши, приволоку домой, дома еще раз посмотрю и удивлюсь: зачем я это купила?
«Оля, моргни, если тебя заставили» — говорю я сама себе.
Радость от дешевизны такой покупки улетучится очень быстро, еще на кассе, останется стойкое недоумение: зачем мне вообще было нужно то странное платье. Зачем? Ткань такая, лапшичная, облегает отчаянно, это надо либо сильно худеть, либо утром втянуть живот, а выдохнуть вечером, а я так не смогу….
Я никогда его не надену, оно будет висеть в шкафу ярким лапшичным укором моей совести, пока я не устану от этой латентной нервотрепки и не сторгуюсь с собой, что вот на это мероприятие, в грядущий вторник, вполне можно его надеть.
И надену. И мне будет в нем неуютно. И я захочу скорее домой. И я «вспомню» , что у меня срочные дела и уеду с мероприятия в самом его разгаре, чтобы дома содрать это платье с себя и больше никогда не надеть.
Я называю это образно «гречка с лоджии», и она всегда со мной.
Я выросла, много раз за жизнь переехала в другие дома и города, но всегда перевозила с собой образный холщовый мешок с десятью килограммами ядрицы экономии.
Кстати, в крупах, которые долго хранятся на лоджиях, заводятся жучки. Иногда муравьи, рыжие, домашние, но чаще — жучки. Прабабушка называла их «долгоносики», и я не знаю, они правда так называются или это «в простонародии».
Вы когда-нибудь ели суп с долгоносиками? А я ела. Все детство я ела такой суп.
Их, жучков, невозможно просеять, потому что их там, в рисе, много, и приходилось варить еду прямо с ними. А куда деваться — не выбрасывать же целый мешок крупы? Ну, подумаешь, жучок там какой-то завелся…
Представь, что это специи! Ешь.
Пока не доешь — гулять не пойдешь.
Я изживаю в себе эту гречку, но она упрямая, не хочет уходить, прорастает внутри. Это такое удивительное внутреннее противоречие: я и хочу экономить и ненавижу дешевизну одновременно.
Недавно я перебирала вещи. Одежду.
Я легко дарю или выбрасываю то, что не ношу больше года.
Так вот я поняла, что в итоге, я надеваю лишь то, что досталось мне дорого. По сути, я подсознательно избегаю носить дешевые вещи, потому что когда я протягиваю руку за чем-то сильно дешевым, купленным именно по принципу этого критерия, маленькая Олечка внутри меня покорно доедает суп с дологоносиками, и я отдергиваю руку.
Однажды известного космонавта на брифинге с журналистами спросили, о чем он думает, садясь в ракету, которая собирается бороздить просторы Вселенной. Это был патриотический вопрос, и ответ все ждали в том же духе. Мол, о Родине думаю, о гордости за страну, о семье, ради которой живу.
А космонавт сказал: «Я думаю о том, что эту ракету построила компания, которая выиграла тендер. А это значит, она предложила самую дешевую цену. На чем она сэкономила, интересно? Не получится ли так, что на моей жизни?»
Недавно я покупала билеты на самолет. Ночной лоукостер был в два раза дешевле обычного утреннего самолета. Я обрадовалась и купила дешево. Сэкономила. Потом я отвлеклась на другие дела и больше об этом не думала. То есть радовалась я в общей сложности минут 15.
Спустя пару недель состоялся тот самый ночной перелет. Я приехала в аэропорт заранее. Уставшая. Я хотела спать, уже заполночь — быстрее бы сесть в самолет. Прошла регистрацию, села у нужного выхода, прикорнула, но выход изменили на другой. Я перешла к другому. Там не было мест. Я прислонилась к колонне, и ждала посадки. Выход снова изменили. Заболела голова. Объявили, что рейс задерживается на час. По моим расчетам, я в 4 утра должна была уже дома быть. Но нет. В это время я еще буду лететь.
Я нашла себе место, купила кофе. Выпила. Заболел желудок. Я вспомнила, что часов 5 ничего не ела и купила еды, стала есть, но от этого мне стало совсем плохо. Организм не хочет есть ночью, протестует. Он хочет спать.
В итоге, в 3 часа ночи нас посадили в самолет. Посадили, но мы не взлетали. Просто стояли. Точнее сидели на неудобных креслах. Мои колени были вмонтированы во впередистоящее кресло. Час мы просидели заложниками ситуации, а в 4 утра мы только вырулили на взлетку.
Я пришла домой в 8 утра. Я давно не чувствовала себя такой разбитой. Проводила детей в школу и сад, легла на кровать и провалилась в сон. После этого перелета я двое суток не могла войти в свой нормальный режим, каскадом срывались договорённости, переносились встречи…
Я вдруг поняла, что всегда расплачиваюсь за свою экономию. Всегда. Причем плачу многократно больше, чем выгадала. Только не деньгами.
И сэкономленные деньги никогда не компенсируют моего озноба, усталости, кругов под глазами и репутационных потерь.
Любую мою дешевую гречку ждут свои долгоносики…
Я сейчас не про то, что все должно быть дорого, и тогда все мы будем счастливы.
Я про то, что экономия — это компромисс с мирозданием, в котором мы фиксируем внутреннюю установку на невысокую цену жизни. Но ведь по сути, мы не жизнь оцениваем, мы себя оцениваем…
Мы хотим ехать на праздник, а едем за гречкой.
Мы такие Золушки на этапе отделения гречки от долгоносиков, мы очень хотим на бал, но только в сказках существуют феи, которые взмахом волшебной палочки решают все проблемы, обеспечивают каретами и туфельками…
А в жизни. А в жизни мы сами себе волшебники, сами себе феи-крёстные…
Видите тыкву? Вот либо пашите на карету, либо катайтесь на тыкве…
Знаете, я сейчас, до Нового года, много езжу по гастролям, по городам, даю свои лекции. Я вникаю в эту новую для меня сферу, в гастрольную деятельность, чтобы после Нового года найти команду и, делегируя ей эту работу, четко поставить задачу взаимодействия с принимающей стороной и организации гастролей.
Ценовая политика для меня тоже важна, и ее я тоже тестирую.
По сути я пока на гастролях не зарабатываю денег, я получаю бесценный опыт и возможность посмотреть город.
Я говорю: «Мой райдер — это кофе и нырнуть в глобус».
Так вот я исходила изначально из того, что хочу, чтобы лекции были максимально доступны людям. Оптимально — бесплатно. Ну или минимальная цена — чисто отбить аренду зала и интерес принимающей стороны.
И знаете что?
Я не претендую на истину, но мой опыт показал: гораздо сложнее собрать людей на лекцию, стоимость которой 500 рублей. А если цена за вход 2500 — зал полный.
В первом случае приходится практически уговаривать людей, они придирчиво спрашивают, что там, на мероприятии, будет, сколько оно продлится, будет ли еда, критерием принятия решения часто является место проведения — «если далеко от моего дома, я не поеду». Это при том,что залы мы всегда ищем в центре города, а не на вокзале, в закутке закусочной «Ваш Беляш».
Я тестировала этот инсайт про цену на случайность. Ну мало ли… Организаторы не всегда опытны, принимающая сторона часто лажает, моей саморекламы на моих ресурсах не достаточно, может, дело в этом?
Нет, ребят. Не в этом. Дело не в цене, которую установила я, а в цене, которую установил себе покупающий человек — сколько он готов платить и готов ли вообще?
По сути я продаю … вдохновение.
Все спикеры продают вдохновение. Чужой опыт — это чужой опыт, и если вы взрослые дяди и тети, то понимаете, что он вам никак не поможет в вашей жизни. Он может только вдохновить.
Сколько стоит ваше вдохновение?
Сколько вы готовы за него заплатить?
Пробегая мимо вас со своим горящим факелом, я могу согреть, могу дать прикурить, могу поджечь ваш факел. Но дальше — сами. Зажечь не так сложно, как удержать ваш огонь, понимаете?
Если человек мотивирован, если ему нужна эта вещь/лекция/продукт, он не ждет распродажи — он идет и покупает. Он хочет — он получает.
А вся эта дешевизна, громкий демпинг, все эти выкидыши маркетинга — это попытка продать услугу тем, кому она не нужна изначально.
Я хочу покупать гречку, когда я голодна.
Купила — сварила — поела.
Я сыта и счастлива.
Мне было вкусно и не было никаких компромиссов и долгоносиков.
Вообще, это один из секретов счастья: есть, когда голоден, пить, когда жажда, спать, когда устал.
Эта статья не против маркетинга как науки, имеющей такое крутое практическое применение, он про то, как замечать наш внутренний маркетинг и эффективно работать с ним.
Жизнь — она одна. На ней нельзя экономить…
Ольга Савельева