Жизнь — она одна. На ней нельзя экономить…

Мое детство было пронизано экономией. Экономили все. Экономили мы. Отчаянная экономия была  не просто нормой, она была образом жизни. Символом нашей семейной экономии стала поездка «старого и малого» — меня и прабабушки —  за дешевой гречкой через весь город.

Экономия — это внутренняя установка на невысокую цену жизни

Мы ехали с пересадками, зимой, на звенящих трамваях в одну сторону (кондукторши в шапках, валенках и тулупах, с поясницей, замотанной шерстяными платками, в нашу сторону даже не глядели — у нас обеих бесплатный проезд),  потом стояли в очереди в магазин, на морозе, потом тащили пятикилограммовые мешки на остановку, чтобы повторить путь домой….

Помню себя, маленькую, отчаянно вспотевшую, не смотря на суровый минус, с холщовой сумкой, перекинутой через плечо, бредущую к подъезду сквозь внезапную метель…

Я пишу так, будто мы всей семьей голодали, и эта гречка спасла нас в голодный год. Совсем нет. 

У нас в квартире, на лоджии, всегда стояли огромные мешки с крупами. Их покупали впрок и оптом, ибо так дешевле.

Они стояли на полу, внизу, а наверху, на полочках, жили маринады. Лоджия — это балкон, с которого, по идее, можно смотреть на город. Но на нашем балконе был продуктовый склад, и мне кажется, этой еды всей семье уверенно  хватило бы на полгода продуктовой блокады.

И мы с прабабушкой поехали тогда за гречкой не потому, что надо, а потому, что дешево. 

Во мне до сих пор живет эта «память предков»: я до сих пор готова купить что-то, что совершенно мне не нужно, только потому что дешево —  акция, скидка, распродажа…

Я это в себе не люблю и отчаянно изживаю. 

В  сезон распродаж я вообще сижу дома. Знаю себя: накуплю ненужной чуши, приволоку домой, дома еще раз посмотрю и удивлюсь: зачем я это купила?

«Оля, моргни, если тебя заставили» — говорю я сама себе.

Радость от дешевизны такой покупки улетучится очень быстро, еще на кассе, останется стойкое недоумение: зачем мне вообще было нужно то странное платье. Зачем? Ткань такая, лапшичная, облегает отчаянно, это надо либо сильно худеть, либо утром втянуть живот, а выдохнуть вечером, а я так не смогу….

Я никогда его не надену, оно будет висеть в шкафу ярким лапшичным укором моей совести, пока я не устану от этой латентной нервотрепки и не сторгуюсь с собой, что вот на это мероприятие, в грядущий вторник, вполне можно его надеть.

И надену. И мне будет в нем неуютно. И я захочу скорее домой. И я «вспомню» , что у меня срочные дела и уеду с мероприятия в самом его разгаре, чтобы дома содрать это платье с себя и больше никогда не надеть.

Я называю это образно «гречка с лоджии», и она всегда со мной.  

Я выросла, много раз за жизнь переехала в другие дома и города, но всегда перевозила с собой образный холщовый мешок с десятью килограммами ядрицы экономии.

Кстати, в крупах, которые долго хранятся на лоджиях, заводятся жучки. Иногда муравьи, рыжие, домашние, но чаще — жучки. Прабабушка называла их  «долгоносики», и я не знаю, они правда так называются или это «в простонародии».

Вы когда-нибудь ели суп с долгоносиками? А я ела. Все детство я ела такой суп.

Их, жучков, невозможно просеять, потому что их там, в рисе, много, и приходилось варить еду прямо с ними. А куда деваться — не выбрасывать же целый мешок крупы? Ну, подумаешь, жучок там какой-то завелся…

Представь, что это специи! Ешь.

Пока не доешь — гулять не пойдешь.

Я изживаю в себе эту гречку, но она упрямая, не хочет уходить, прорастает внутри. Это такое удивительное внутреннее противоречие: я и хочу экономить и ненавижу дешевизну одновременно.

Недавно я перебирала вещи. Одежду.

Я легко дарю или выбрасываю то, что не ношу больше года.

Так вот я поняла, что в итоге, я надеваю лишь то, что досталось мне дорого. По сути, я подсознательно избегаю носить дешевые вещи, потому что когда я протягиваю руку за чем-то сильно дешевым, купленным именно по принципу этого критерия, маленькая Олечка внутри меня покорно доедает суп с дологоносиками, и я отдергиваю руку.

Однажды известного космонавта на брифинге с журналистами спросили, о чем он думает, садясь в ракету, которая собирается бороздить просторы Вселенной. Это был патриотический вопрос, и ответ все ждали в том же духе. Мол, о Родине думаю, о гордости за страну, о семье, ради которой живу.

А космонавт сказал: «Я думаю о том, что эту ракету построила компания, которая выиграла тендер. А это значит, она предложила самую дешевую цену. На чем она сэкономила, интересно? Не получится ли так, что на моей жизни?»

Недавно я покупала билеты на самолет. Ночной лоукостер был в два раза дешевле обычного утреннего самолета. Я обрадовалась и купила дешево. Сэкономила. Потом я отвлеклась на другие дела и больше об этом не думала. То есть радовалась я в общей сложности минут 15.

Спустя пару недель состоялся тот самый ночной перелет. Я приехала в аэропорт заранее. Уставшая. Я хотела спать, уже заполночь — быстрее бы сесть в самолет. Прошла регистрацию, села у нужного выхода, прикорнула, но выход изменили на другой. Я перешла к другому. Там не было мест. Я прислонилась к колонне, и ждала посадки. Выход снова изменили. Заболела голова. Объявили, что рейс задерживается на час. По моим расчетам, я в 4 утра должна была уже дома быть. Но нет. В это время я еще буду лететь.

Я нашла себе место, купила кофе. Выпила. Заболел желудок. Я вспомнила, что часов 5 ничего не ела и купила еды, стала есть, но от этого мне стало совсем плохо. Организм не хочет есть ночью, протестует. Он хочет спать.

В итоге, в 3 часа ночи нас посадили в самолет. Посадили, но мы не взлетали. Просто стояли. Точнее сидели на неудобных креслах. Мои колени были вмонтированы во впередистоящее кресло. Час мы просидели заложниками ситуации, а в 4 утра мы только вырулили на взлетку.

Я пришла домой в 8 утра. Я давно не чувствовала себя такой разбитой. Проводила детей в школу и сад, легла на кровать и провалилась в сон. После этого перелета я двое суток не могла войти в свой нормальный режим, каскадом срывались договорённости, переносились  встречи…

Я вдруг поняла, что всегда расплачиваюсь за свою экономию. Всегда. Причем плачу многократно больше, чем выгадала. Только не деньгами.

И сэкономленные деньги никогда не компенсируют моего озноба, усталости, кругов под глазами и репутационных потерь.

Любую мою дешевую гречку ждут свои долгоносики…

Я сейчас  не про то, что все должно быть дорого, и тогда все мы будем счастливы.

Я про то, что экономия — это компромисс с мирозданием, в котором мы фиксируем внутреннюю установку на невысокую цену жизни. Но ведь по сути, мы не жизнь оцениваем, мы себя оцениваем…

Мы хотим ехать на праздник, а едем за гречкой.

Мы такие Золушки на этапе отделения гречки от долгоносиков, мы очень хотим на бал, но только в сказках существуют феи, которые взмахом волшебной палочки решают все проблемы, обеспечивают каретами и туфельками…

А в жизни. А в жизни мы сами себе волшебники, сами себе феи-крёстные…

Видите тыкву? Вот либо пашите на карету, либо катайтесь на тыкве…

Знаете, я сейчас, до Нового года, много езжу по гастролям, по городам, даю свои лекции. Я вникаю в эту новую для меня сферу, в гастрольную деятельность, чтобы после Нового года найти команду и, делегируя ей эту работу, четко поставить задачу взаимодействия с  принимающей стороной и организации гастролей.

Ценовая политика для меня тоже важна, и ее я тоже тестирую.

По сути я пока на гастролях не зарабатываю денег, я получаю бесценный опыт и возможность посмотреть город.

Я говорю: «Мой райдер — это кофе и нырнуть в глобус».

Так вот я исходила изначально из того, что хочу, чтобы лекции были максимально доступны людям. Оптимально — бесплатно. Ну или минимальная цена — чисто отбить аренду зала и интерес принимающей стороны.

И знаете что?

Я не претендую на истину, но мой опыт показал: гораздо сложнее собрать людей на лекцию, стоимость которой 500 рублей. А если цена за вход 2500 — зал полный. 

В первом случае приходится практически уговаривать людей, они придирчиво спрашивают, что там, на мероприятии, будет, сколько оно продлится, будет ли еда, критерием принятия решения часто является место проведения — «если далеко от моего дома, я не поеду». Это при том,что залы мы всегда ищем в центре города, а не на вокзале, в закутке закусочной «Ваш Беляш».

Я тестировала этот инсайт про цену на случайность. Ну мало ли… Организаторы не всегда опытны, принимающая сторона часто лажает, моей саморекламы на моих ресурсах не достаточно, может, дело в этом?

Нет, ребят. Не в этом. Дело не в цене, которую установила я, а в цене, которую установил себе покупающий человек — сколько он готов платить и готов ли вообще?

По сути я продаю … вдохновение. 

Все спикеры продают вдохновение. Чужой опыт — это чужой опыт, и если вы взрослые дяди и тети, то понимаете, что он вам никак не поможет в вашей жизни. Он может только вдохновить.

Сколько стоит ваше вдохновение? 

Сколько вы готовы за него заплатить?

Пробегая мимо вас со своим горящим факелом, я могу согреть, могу дать прикурить, могу поджечь ваш факел. Но дальше — сами. Зажечь не так сложно, как удержать ваш огонь, понимаете?

Если человек мотивирован, если ему нужна эта вещь/лекция/продукт, он не ждет распродажи — он идет и покупает. Он хочет — он получает.

А вся эта дешевизна, громкий демпинг, все эти выкидыши маркетинга — это попытка продать услугу тем, кому она не нужна изначально.

Я хочу покупать гречку, когда я голодна.

Купила — сварила — поела.

Я сыта и счастлива.

Мне было вкусно и не было никаких компромиссов и долгоносиков.

Вообще, это один из секретов счастья: есть, когда голоден, пить, когда жажда, спать, когда устал.

Эта статья не против маркетинга как науки, имеющей такое крутое практическое применение, он про то, как замечать наш внутренний маркетинг и эффективно работать с ним.

Жизнь — она одна. На ней нельзя экономить… 

Ольга Савельева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *